И. С. Тургенев. Духовный мир крестьянских детей в очерке



жүктеу 100.69 Kb.
Дата01.07.2016
өлшемі100.69 Kb.
27 ноября 2010 г.

21. Тема: И. С. ТУРГЕНЕВ. ДУХОВНЫЙ МИР КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ В ОЧЕРКЕ «БЕЖИН ЛУГ»

Цели урока:

  • образовательные: показать мастерство Тургенева в создании образа героя (создание учебного модуля);

  • развивающие: развивать навыки анализа текста, развивать навыки беглого чтения, устного воображения, речь учащихся;

  • воспитательные: воспитывать стремление к знаниям; способствовать нравственному и духовному воспитанию учащихся, любви к родному народу.

Тип урока: урок анализа (углубленного изучения) произведения.

Методы и приемы: частично-поисковый (эвристическая беседа с последующим выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность);

Оборудование: портрет И. С. Тургенева, иллюстрации.
Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Слово учителя

Сегодня у нас необычный урок – это урок-образ. Мы заглянем в мир детства рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», с содержанием которого вы познакомились на прошлом уроке.

Представьте себе тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.

3. Беседа (по реализации домашнего задания)

- К сегодняшнему уроку вы готовили задания по выбору. Выбирали героев по своему интересу.

- Сколько ребят сегодня в ночном и как их зовут?

[План (заполняется по ходу урока):



  1. Портретная характеристика. Внешний вид.

  2. Поведение

  3. Характер

  4. Отношение к нему автора

4. Работа с иллюстрациями

- Давайте познакомимся с Федей. Найдите и прочтите отрывок из рассказа о том, как Тургенев описывает этого героя.

- На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика? (на лицо, на одежду).

- Как в литературе называется описание лица, одежды? (внешний вид). [Запись первого пункта плана к раскрытию образа].

- Найдите и прочтите описание Павлуши (группа детей о Павлуше).

- Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе? (глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила).

- Почему на глаза обращает внимание писатель?

- Здесь изображен Илюша. Докажите тургеневскими словами, что это он. («Тупая, болезненная заботливость…» )

- Что же заботит 12-летнего мальчика? (он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике).

Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик как будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь? Вот вам одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века.

- Чем же возбуждал любопытство Тургенева четвертый мальчик Костя? (У него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать). Почему печальный взор?

- В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.

И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.

Итак, мальчики сидят у костра и рассказывают страшные истории.

- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

- Дети интересны охотнику? (Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами).

- А вам, современным детям, живущим в 21 веке, интересны истории, рассказанные крестьянскими детьми 19 века?

- Удалось ли рассказчикам донести до нас истории? Оцените их рассказы. Чья история показалась вам более интересной?

- Какие истории вам запомнились?

- А сколько их звучит в рассказе? Вы не задумывались?

Представим себе, что мы с вами тоже находимся рядом с этими детьми. Какую бы быличку вы рассказали?

5. Таблица «Истории, рассказанные мальчиками»



Что случилось?

Кто рассказал

С кем случилось?

Когда?

1. Рассказ о домовом

Илюша

С ним и его товарищами на рольне




2. Рассказ о русалке

Костя

Со слободским плотником Гаврилой




3. Рассказ про оборотня (барашек)

Илюша

С псарем Ермилой

«Намеднись» на Варнавицах

4. Рассказ о покойном барине Иване Ивановиче

Илюша

С дедушкой Трофимовичем




5. Рассказ о гаданье в родительскую субботу

Илюша

С бабкой Ульяной

В прошлом году в родительскую субботу

6. Рассказ о небесном предвиденье

Павлуша

С крестьянами деревни Шаламово




7. Рассказ о Тришке (антихристе)

Илюша

Не быличка!




8. Рассказ о Тришке

Павлуша

С бочаром Василой и крестьянами Шаламова




9. Рассказ о голосе из бучила

Костя

С ним самим

Вчера вечером

10. Рассказ о мужике и лешем

Илюша

С мужиком из его деревни

«На днях»

11. Рассказ о водяном

Илюша

С дурочкой Акулиной




12. Рассказ о мальчике Васе

Костя

С мальчиком из его деревни




13. Рассказ о голосе Васи из речки Снежедь

Павлуша

С ним самим

Только что

- Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера. Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.

- Кто является главным знатоком поверий? (Илюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)

- А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.

- А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)

- Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше. В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера).

- Какой пункт в характеристику героев мы не внесли? (Речь героев).

Тургенев очень точно, детально передаёт речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев.

- Кто из героев у вас вызвал симпатию и почему?

- О ком автор рассказчик говорит: «Что за славный мальчик»? (Павлуша)

- Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?

- Как сложилась судьба Павлуши? (убился, упав с лошади)

- Почему автор заканчивает свой очерк сообщением о гибели Павлуши?

6. Работа над сравнительной характеристикой.

Павлуша

Илюша

1. Описание внешности, одежды, манеры держаться

1. Описание внешности, одежды, манеры держаться

2. Какие истории он рассказывает?

О «предвидении» (затмении) в Шаламове, о бочаре Вавиле и крестьянах Шаламова, о голосе Васи из речки



2. Какие истории он рассказывает?

О домовом, про оборотня, про покойного барина, о гаданье в родительскую субботу,' об антихристе (Тришке), о лешем и мужике, о водяном



3. Откуда узнал Павлуша то, о чем он рассказал?

Он рассказывал лишь о том, что видел или слышал сам




3. Откуда знал Илюша то, о чем он рассказывал у костра?

Только одна история произошла с ним самим. Обо всем остальном он слышал и запоминал рассказы самых разных людей. Можно даже припомнить этих людей: псарь Ермила, дедушка Трофимыч, бабка Ульяна... Конечно, они едва ли рассказывали все эти истории двенадцатилетнему мальчику. Он просто с необычайной жадностью ловил любые подобные рассказы и разговора взрослых



4. Как относится он к своим рассказам?

Рассказ о прошедшем и, как уже выяснилось, напрасном страхе вызывает добродушную усмешку. Голос Васи заставляет задуматься и пугает. Он пытается во всем разобраться сам и думает напряженно, всегда приходя к конкрет­ным решениям



4. Как относится он к своим рассказам?

С верой, страхом и убежденностью в том, что все так и было. Он запоминает и верит!



5. Как относится он к чужим рассказам (Илюши, Кости)?

Пытается понять, разобраться в причинах и, в конечном счете, возмущается этой «нечистью», («И зачем эта погань в свете раз­велась?»)



5. Как относится он к чужим рассказам?

Постоянно хочет уточнить, исправить чужой рассказ, показать, как много он знает (и кто такой Тришка, и какой бывает леший). Это ревнивый хранитель традиций



6. Как он относится к непонятным, странным происшествиям, которые пугают других мальчиков, к тому, что происходит у костра?

Многое, что пугает мальчиков (голос цапли, куличков), его не пугает, потому что он знает, что это такое, и потому не только сам не боится, но и успокаивает товарищей. В непонятном для себя старательно пытается разобраться (так, например, происходит с голосом из бучила). Его желание разобраться очень быстро переходит в действие: припомним, как стремительно помчался он за волками; любознательность и решительность, а не только смелость стоят за каждым из его поступков



6. Как он относится ко всему, что происходит у костра?

Он с увлечением и необычайной быстротой подхватывает любой разговор на «странную» тему. В его рассказах мы видим не только чрез­вычайно целеустремленную память, но и увлеченность всем этим фантастическим миром, бурную и с детства определенным образом направленную фантазию



7. Можем ли мы судить о том, как относится к Павлуше автор? Согласны ли мы с ним?

Отношение автора к Павлуше заключено в первом описании этого мальчика, но не только в нем. Автор «невольно любовался Павлушей», когда тот вернулся из погони за волками. О согласии учеников с автором мы знаем. Все почти всегда симпатизируют Пав­луше



7. Что говорит автор об Илюше? Нравится ли он ему? Какое он вызывает отношение к себе?

Автор не выражает таких симпатий Илюше, но и у этого мальчика, как ни странно, находится гораздо больше сторонников, чем предполагает учитель. Особенно много сочувственных реплик слышишь от девочек: «Он так много помнит», «Такой слабый, а историй знает больше всех...»



7. Подведение итогов урока

- Какой же мир детства в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства. (Доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, впечатлительность, любознательность, агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность).



Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения.

8. Домашнее задание




©tilimen.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет