Методические рекомендации для поступающих в рггу на направление подготовки «Журналистика» в 2016 году



жүктеу 248.11 Kb.
Дата29.06.2016
өлшемі248.11 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

И ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОГО

ТЕКСТА
Программа и методические рекомендации

для поступающих в РГГУ

на направление подготовки «Журналистика»

в 2016 году


Москва 2015



ББК 81.2Рус А64
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

И ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Программа и методические рекомендации

для поступающих в РГГУ на направление подготовки

«Журналистика»

Составители:

д-р филол. наук, доц. Е.Н. Басовская

канд. филол. наук Е.В. Бродская

канд. филол. наук, доц. Е.П. Буторина

канд. филол. наук Ю.Г. Бит-Юнан

д-р филол. наук, доц. А.Г. Готовцева

д-р ист. наук, проф. О.И. Киянская

д-р филол. наук, проф. М.П. Одесский

д-р ист. наук, проф. Д.М. Фельдман


Ответственный редактор д-р филол. наук, проф.

М.П. Одесский

Программа утверждена

на заседании Совета факультета журналистики

Института массмедиа РГГУ

17 сентября 2015 г., протокол № 18/2

© Российский государственный гуманитарный университет, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Абитуриентам РГГУ творческий экзамен по анализу художественного и литературно-критического текста предлагается в форме теста.

Данное издание содержит характеристику и описание процедур вступительных испытаний по анализу художественного и литературно-критического текста в форме теста, программу по литературе, соответствующую программе средней школы, а также образцы тестовых заданий.

Цель методических рекомендаций – помочь абитуриентам подготовиться к анализу художественного и литературно-критического текста и ознакомить их с основными требованиями, предъявляемыми на этих экзаменах.


Характеристика теста
Тест по анализу художественного и литературно-критического текста представляет собой форму проверки знаний, позволяющую выявить все основные типы компетенции абитуриента: знание произведений русской литературы XIХ–XX вв., навыки анализа художественного текста, владение основными понятиями теории литературы, знание историко-литературного контекста и процесса литературного развития.

Тестовые задания по литературе составлены в соответствии с целями, задачами и содержанием школьного образовательного стандарта. Все художественные произведения, предлагаемые для анализа, указаны в данном издании в списке литературы.

Тест по анализу текста состоит из трех частей. В первой части абитуриенту предлагается ряд заданий по анализу стихотворного произведения, во второй – задания по анализу фрагмента прозаического произведения, в третьем – по анализу литературно-критического текста. Каждое задание сопровождается несколькими вариантами ответов.

Продолжительность выполнения теста – 120 минут. Использование любых источников и справочной литературы во время экзамена не допускается.

Процедура экзамена
Перед началом экзамена абитуриентам раздаются специальные листы ответа, а также варианты теста по анализу текста. Окончательный (чистовой) вариант работы выполняется в листе ответа. Кроме листов ответа и вариантов тестовых заданий абитуриенты получают перед началом экзамена листы для черновика. Ответы должны быть даны абитуриентом в клетках, имеющихся в листе ответа рядом с соответствующим номером вопроса-задания. Использование листов ответа, а также вариантов тестовых заданий для дополнительных записей не разрешается.

После того как все абитуриенты получили листы ответа и варианты тестовых заданий, экзаменатор проводит инструктаж и отвечает на вопросы. Затем объявляется начало экзамена. Ровно через 120 минут все абитуриенты должны сдать работы.



Помните: черновые записи, в том числе содержащие ответы, отличающиеся от ответов в чистовике, экзаменаторами не рассматриваются.
Проверка теста экзаменаторами и ознакомление

абитуриентов с результатами проверки


После объявления оценки абитуриент имеет право в установленное приемной комиссией время ознакомиться с итогами проверки своей работы и получить соответствующие разъяснения экзаменаторов. Экзаменаторы обязаны дать аргументированное обоснование полученного абитуриентом результата с устным комментированием правильных и неправильных ответов.

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Обязательный минимум знаний по истории литературы
ЛИТЕРАТУРА XIX в.


  1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС XIX в.



Литературная жизнь 1800–1830-х годов. Споры о старом и новом слоге: “Арзамас” и “Беседа любителей русского слова”. Дискуссии о романтизме.

Романтизм как литературное направление. Основные жанры романтической поэзии.

Журнал “Современник” и его роль в историко-культурном процессе.

“Натуральная школа” 1840-х годов. Славянофилы и западники.

Журналы 1850–1860-х годов (“Современник”, “Отечественные записки”, “Русское слово”).

Реализм как литературное направление. Пути развития русского реализма в литературе второй половины XIX в.




  1. ТВОРЧЕСТВО А.С. ГРИБОЕДОВА



Комедия “Горе от ума”.

Сюжет, система персонажей, композиция. Особенности комедийного конфликта. Авторская позиция. Смысл названия пьесы. Традиции классицизма и романтизма. Новаторство А.С. Грибо-едова – драматурга.




  1. ТВОРЧЕСТВО А.С. ПУШКИНА



Творческий путь А.С. Пушкина.

Основные мотивы и жанры лирики А.С. Пушкина. Поэтическое новаторство.

Народ и власть в трагедии “Борис Годунов”. “Маленькие трагедии”: состав драматического цикла, сюжет, система персонажей.

Роман в стихах “Евгений Онегин”. История создания. Жанровые особенности: сюжет, система персонажей, композиция. Образ Автора.

Поэмы А.С. Пушкина 1830-х годов. Человек и государство в “Медном всаднике”. Сюжет и композиция поэмы.

Новаторство прозы А.С. Пушкина. “Повести Белкина”: единство прозаического цикла. Жанровая специфика “Повестей Белкина”. Автор, герой, рассказчик. “Капитанская дочка” как историческая повесть. Герой, “среда” и история. Особенности сюжета и композиции. Авторская позиция.

А.С. Пушкин – редактор журнала “Современник”. Произведения Пушкина на страницах журнала.


  1. ТВОРЧЕСТВО М.Ю. ЛЕРМОНТОВА



Творческий путь М.Ю. Лермонтова.

Поэзия М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы лирики. Герой и сюжет в поэмах М.Ю. Лермонтова.

Роман “Герой нашего времени”. Композиция романа: соотношение позиций рассказчиков. Сюжет и система персонажей. Пушкинская традиция в романе: “Герой нашего времени” и “Евгений Онегин”.


  1. ТВОРЧЕСТВО Н.В. ГОГОЛЯ



Творческий путь Н.В. Гоголя.

“Ревизор” Н.В. Гоголя как сатирическая комедия. Система персонажей. Специфика комедийного конфликта. Роль “немой сцены”.

“Шинель” как петербургская повесть. Сюжет и особенности повествования.

“Мертвые души” – поэма и роман. Композиция, сюжет и система персонажей. Сатира Н.В. Гоголя. “Мертвая” и “живая” души в художественной интерпретации Н.В. Гоголя.




  1. ТВОРЧЕСТВО В.Г. БЕЛИНСКОГО



Творческий путь В.Г. Белинского. В.Г. Белинский – литературный критик. В.Г. Белинский и русские журналы (“Отечественные записки”, “Современник”).

Статьи о Лермонтове и их место в творческой эволюции В.Г. Белинского.

Цикл литературно-критических статей “Сочинения Александра Пушкина”. Характеристика романа в стихах “Евгений Онегин” и его героев. Романы М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина в оценке В.Г. Белинского.


  1. ТВОРЧЕСТВО И.С. ТУРГЕНЕВА



Творческий путь И.С. Тургенева.

Роман “Отцы и дети”. Сюжет и композиция. Система персонажей. Базаров как тип “нового человека”. Соотношение социально-исторического и общечеловеческого в “Отцах и детях”.




  1. ТВОРЧЕСТВО И.А. ГОНЧАРОВА



И.А. Гончаров – романист. Роман “Обломов”: сюжет, система персонажей, композиция. Проблема положительного героя: “лишний” и “деловой” типы человеческого поведения в романе. Социально-историческое, национальное и общечеловеческое в характерах.

И.А. Гончаров – литературный критик (статья “Мильон терзаний”). Персонажи комедии А.С. Грибоедова в оценке И.А. Гончарова.






  1. ТВОРЧЕСТВО А.Н. ОСТРОВСКОГО



Творческий путь А.Н. Островского.

Пьеса “Гроза”. Система персонажей. Патриархальная семья на историческом переломе и судьба отдельного человека. Трагический конфликт в “Грозе”.

“Бесприданница” как пореформенная пьеса. Система персонажей. Новый облик купца. Личность и вещь в “Бесприданнице”.



  1. ПОЭЗИЯ Ф.И. ТЮТЧЕВА и А.А. ФЕТА



Общая характеристика.

Основные мотивы лирики Ф.И. Тютчева: двоемирие, “роковые минуты” истории, пантеистические образы природы.

Эстетические принципы А.А. Фета. Теория “чистого искусства”. Поэзия как выражение красоты и идеала. “Природное” и “человеческое” в лирике А.А. Фета.



  1. ТВОРЧЕСТВО Н.А. НЕКРАСОВА



Творческий путь Н.А. Некрасова.

Основные мотивы лирики.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Сюжет и композиция. Тема народной жизни.

Н.А. Некрасов – редактор журналов “Современник” и “Отечественные записки”.






  1. ТВОРЧЕСТВО М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА


Творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Цикл “Сказки”: сатира и ее художественное своеобразие. Значение гротеска в “Сказках”.

М.Е. Салтыков-Щедрин в журналах “Современник” и “Отечественные записки”.



  1. РУССКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ КРИТИКА­ ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX в.


Общественно-политическая ситуация 1850–1860-х годов и расцвет литературной критики в России.

Литературная критика в журнале “Современник”. Драма А.Н. Островского “Гроза” в оценке Н.А. Добролюбова.

Д.И. Писарев – литературный критик журнала “Русское слово”. Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” в оценке Д.И. Писарева. Спор Д.И. Писарева с В.Г. Белинским о творчестве А.С. Пушкина.


  1. ТВОРЧЕСТВО Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО



Творческий путь Ф.М. Достоевского.

“Преступление и наказание” как роман испытания. Сюжет, система персонажей, композиция романа. Тема Наполеона и христианские мотивы в романе. Образ Петербурга в романе.

“Речь о Пушкине” Ф.М. Достоевского на страницах журнала “Дневник писателя”.


  1. ТВОРЧЕСТВО Л.Н. ТОЛСТОГО



Творческий путь Л.Н. Толстого.

Роман “Война и мир”. Художественная структура произведения. Система персонажей. Авторская интерпретация истории. Идея “общей жизни” и нравственное становление героев. Смысл названия романа.





  1. ТВОРЧЕСТВО А.П. ЧЕХОВА



Творческий путь А.П. Чехова.

Жанровые особенности ранних юмористических рассказов А.П. Чехова.

Зрелая проза А.П. Чехова. Основные темы чеховских рассказов. Сюжетные и композиционные особенности рассказов А.П. Чехова. Позиции героя и повествователя в повести “Ионыч”.

Драматургическое новаторство А.П. Чехова. Пьеса “Вишневый сад”. Символика заглавия. Жанровые особенности, сюжет, система персонажей. Проблема интерпретации конфликта пьесы.


ЛИТЕРАТУРА XX в.




  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛА ХХ в.



Историко-литературная ситуация начала XX в. Литература и общество. Литература и власть.

Традиции русского реализма. Символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм: философские представления, эстетические и общественно-политические принципы.

Раннее творчество О.Э. Мандельштама, С.А. Есенина.



  1. ТВОРЧЕСТВО М. ГОРЬКОГО



Творческий путь М. Горького.

Раннее творчество М. Горького (“Старуха Изергиль”). Проблема положительного героя и его отношения к жизни.

Чеховская традиция и новаторство в драматургии М. Горького (“На дне”).

М. Горький и революция.






  1. ТВОРЧЕСТВО И.А. БУНИНА



Творческий путь И.А. Бунина.

Художественная интерпретация толстовских и чеховских традиций в ранней прозе И.А. Бунина. Сюжетные и композиционные особенности рассказов И.А. Бунина.

И.А. Бунин – эмигрант (“Солнечный удар”).



  1. ТВОРЧЕСТВО А.А. БЛОКА



Творческий путь А.А. Блока. А.А. Блок и символизм.

Лирика А.А. Блока: основные мотивы.

Поэмы “Соловьиный сад” и “Двенадцать”: сюжет, композиция, символика. Проблема русского интеллигента перед лицом революции.




  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА 1920–1930-х годов



Формирование советской литературы. Литература и государство: проблема взаимоотношений.

Специфика социалистического реализма как литературного направления.

Пути развития русской прозы. Тема Гражданской войны в творчестве И.Э. Бабеля. Сатирическое творчество М.М. Зощенко.

Пути развития русской поэзии. Позднее творчество О.Э. Мандельштама, С.А. Есенина. Лирика М.И. Цветаевой: основные темы и мотивы.





  1. ТВОРЧЕСТВО А.П. ПЛАТОНОВА



Творческий путь А.П. Платонова.

Тема революции в творчестве А.П. Платонова. Библейские мотивы.

Идейное и стилистическое своеобразие повестей “Котлован” и “Сокровенный человек”. Элементы антиутопии в творчестве писателя.


  1. ТВОРЧЕСТВО М.А. БУЛГАКОВА



Творческий путь М.А. Булгакова.

Проблемы взаимоотношений интеллигенции и власти в творчестве М.А. Булгакова: повесть “Собачье сердце”. Исторические и философские проблемы в повести.

“Мастер и Маргарита”: история написания и публикации, сюжет, система персонажей, проблематика, новаторство в области романной формы.

М.А. Булгаков и русская литературная традиция.






  1. ТВОРЧЕСТВО А.А. АХМАТОВОЙ



Творческий путь А.А. Ахматовой.

Лирика А.А. Ахматовой: основные мотивы и художественное своеобразие. А.А. Ахматова и акмеизм.

Тема сталинских репрессий в творчестве А.А. Ахматовой (“Реквием”).

Творчество А.С. Пушкина в оценке А.А. Ахматовой.





  1. ТВОРЧЕСТВО В.В. МАЯКОВСКОГО



Творческий путь В.В. Маяковского.

В.В. Маяковский и футуризм. Послеоктябрьское творчество В.В. Маяковского.

Лирика В.В. Маяковского: основные мотивы, художественное новаторство.

Поэмы В.В. Маяковского (общая характеристика). Поэма “Во весь голос” – литературное завещание поэта.




  1. ТВОРЧЕСТВО Б.Л. ПАСТЕРНАКА



Творческая судьба Б.Л. Пастернака.

Лирика Б.Л. Пастернака: основные темы и идеи. Русская поэтическая традиция в лирике Б.Л. Пастернака.

Роман “Доктор Живаго”: история написания и опубликования. Особенности художественной структуры. Русский интеллигент на переломе эпох. Христианские мотивы в романе. Стихи Юрия Живаго как лирический цикл.



  1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1940–1990-х годов



Великая Отечественная война и русская литература XX в.: новые жанры, идеи, герои. Поэма А.Т. Твардовского “Василий Теркин”.

Влияние хрущевской “оттепели” на литературный процесс. Литература брежневского периода.

А.Т. Твардовский – редактор журнала “Новый мир”.

Поэзия И.А. Бродского. “Нобелевская лекция” И.А. Бродского как литературный манифест.





  1. ТВОРЧЕСТВО А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА



Творческий путь. Политические и эстетические принципы. А.И. Солженицын и власть.

Произведения А.И. Солженицына на страницах “Нового мира” (“Матренин двор”, “Один день Ивана Денисовича”). Тема сталинских репрессий и советской деревни в творчестве А.И. Солженицына.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ ЗНАНИЙ

ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ


Художественная литература как искусство слова. Изобразительные и выразительные возможности речи. Детализация. Речевая характеристика. Экспрессивные средства художественной речи: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз, эвфемизм, гипербола, литота. Анафора, повтор, синтаксический параллелизм, антитеза, инверсия, оксюморон, градация.

Иносказательность литературы и художественный вымысел.

Фантастика. Гротеск. Аллегория. Символ.

Художественный мир произведения. Художественное пространство и художественное время. Персонаж, система персонажей, конфликт, сюжет, мотив.

Композиция, точка зрения. Композиционные формы речи: повествование, описание (портрет, пейзаж, интерьер), рассуждение, диалог, текст в тексте. Повествователь, рассказчик, образ автора.

Литературный герой: действующее лицо, характер, личность, тип.

Авторская позиция. Художественная целостность и эстетическая оценка: героическое, трагическое, идиллическое, элегическое, сатирическое, юмор, драматизм, ирония.

Литературный род. Литературный жанр. Стиль литературного произведения.

Эпос как литературный род. Рассказываемое событие и событие самого рассказывания. Эпические жанры: сказание, притча, анекдот, житие, новелла, повесть, рассказ, эпопея, роман, жанровые разновидности романа.

Драма как род литературы. Конфликт. Завязка, кульминация, развязка действия. Сценическая композиция текста. Драматургический диалог, монолог, ремарка. Драматургические жанры: трагедия, комедия, драма как жанр, водевиль.

Лирика как род литературы. Композиция лирического стихотворения. Поэтическая речь. Лирическое “я”, лирический герой, герой ролевой лирики. Лирический цикл. Лирические жанры: ода, элегия, идиллия, послание, инвектива, мадригал, эпиграмма, фрагмент, стихотворение в прозе. Лироэпические жанры: басня, баллада, рассказ в стихах, поэма.

Проза и поэзия. Ассонанс, аллитерация. Основы стихосложения: метр (стихотворный размер), ритм. Двусложные и трехсложные размеры. Разностопный стих. Дольник. Акцентный стих. Рифма, типы рифм, белый стих. Верлибр. Строфа, основные типы строф. Сонет.

Историко-литературный процесс. Основные литературные направления и школы: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, “натуральная школа”, “школа чистого искусства”, натурализм, символизм, акмеизм, футуризм, соцреализм, постмодернизм.

Литературная критика. Литературный манифест, литературная эссеистика.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
А.С. Грибоедов. Горе от ума.

А.С. Пушкин. Вольность. Деревня. К Чаадаеву (“Любви, надежды, тихой славы...”). Кинжал. Разговор книгопродавца с поэтом. К морю. К *** (“Я помню чудное мгновенье...”). 19 октября (“Роняет лес багряный свой убор...”). Пророк. Арион. Поэт. Поэт и толпа. Анчар. “На холмах Грузии лежит ночная мгла...”. “Я вас любил: любовь еще, быть может...”. “Брожу ли я вдоль улиц шумных...”. Поэту (“Поэт! не дорожи любовию народной...”). Мадонна. Бесы. Клеветникам России. Осень. “Пора, мой друг, пора...”. “Вновь я посетил...”. “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...”. Евгений Онегин. Медный всадник. Повести Белкина. Капитанская дочка. Борис Годунов. Маленькие трагедии.

М.Ю. Лермонтов. “Нет, я не Байрон, я другой...”. Парус. Смерть поэта. Бородино. “Когда волнуется желтеющая нива...”. Молитва (“Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...”). Дума. Поэт (“Отделкой золотой блистает мой кинжал...”). Три пальмы. “Как часто, пестрою толпою окружен...”. “И скучно и грустно...”. Родина. “Выхожу один я на дорогу...”. Пророк. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Мцыри. Герой нашего времени.

Н.В. Гоголь. Ревизор. Шинель. Мертвые души.

В.Г. Белинский. “Герой нашего времени”: Сочинение М. Лермонтова [статья]. Стихотворения М. Лермонтова. Сочинения Александра Пушкина (статьи восьмая и девятая).

И.С. Тургенев. Отцы и дети.

И.А. Гончаров. Обломов. Мильон терзаний.

А.Н. Островский. Гроза. Бесприданница.

Ф.И. Тютчев. Весенняя гроза. “Как океан объемлет шар земной…”. Silentium! Цицерон. Осенний вечер. “О чем ты воешь, ветр ночной...”. “Не то, что мните вы, природа...”. “Я помню время золотое...”. Фонтан. День и ночь. Последняя любовь. “Есть в осени первоначальной…”. “Нам не дано предугадать…”. “Я встретил вас, и все былое...”.

А.А. Фет. “Облаком волнистым...”. “Я пришел к тебе с приветом…”. “Когда мои мечты за гранью прошлых дней...”. “Шепот, робкое дыханье...”. “Сияла ночь. Луной был полон сад...”. “Когда читала ты мучительные строки....”. “На кресле отвалясь, гляжу на потолок...”.

Н.А. Некрасов. В дороге. Тройка. “Вчерашний день, часу в шестом…”. На улице. “Мы с тобой бестолковые люди...”. Поэт и гражданин. Железная дорога. Элегия (“Пускай нам говорит изменчивая мода...”). “О Муза! я у двери гроба…”. Кому на Руси жить хорошо.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Дикий помещик. Ворон-челобитчик. Премудрый пескарь.

Н.А. Добролюбов. Луч света в темном царстве.

Д.И. Писарев. Базаров. Пушкин и Белинский (Глава вторая: Лирика Пушкина. Главы IV–IX).

Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Речь о Пушкине [Дневник писателя. 1880. Август. Глава 2. Пушкин. (Очерк.)].

Л.Н. Толстой. Война и мир.

А.П. Чехов. Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Хамелеон. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Ионыч. Палата № 6. Душечка. Дама с собачкой. Вишневый сад.

М. Горький. Старуха Изергиль. На дне.

И.А. Бунин. Антоновские яблоки. Легкое дыхание. Солнечный удар.

А.А. Блок. “Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...”. “Вхожу я в темные храмы...”. Незнакомка (“По вечерам над ресторанами...”). “О, весна без конца и без краю...”. “О доблестях, о подвигах, о слае...”. “Ночь, улица, фонарь, аптека...”. Цикл “На поле Куликовом”. Россия. На железной дороге. Художник. “Рожденные в года глухие...”. “Она пришла с мороза...” . Соловьиный сад. Двенадцать.

А.А. Ахматова. Сероглазый король. Песня последней встречи. В Царском Селе. “Сжала руки под темной вуалью...”. “В последний раз мы встретились тогда...”. “Думали: нищие мы, нету у нас ничего...”. “В ремешках пенал и книги…”. Памяти 19 июля 1914. “Все расхищено, предано, продано...”. Муза (“Когда я ночью жду ее прихода…”). Творчество. Реквием. “Каменный гость” Пушкина [статья].

О.Э. Мандельштам. “Нет, не луна, а светлый циферблат…”. Notre Dame. Раковина. “Бессонница. Гомер. Тугие паруса...”. “Золотистого меда струя из бутылки текла...”. “Сестры – тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы...”. “Нет, никогда, ничей не был я современник...”. Ленинград (“Я вернулся в мой город...”). “За гремучую доблесть грядущих веков...”. “Сохрани мою речь навсегда...”. “Мы живем, под собою не чуя страны...”.

В.В. Маяковский. “А вы могли бы?”. “Послушайте!”. Хорошее отношение к лошадям. Скрипка и немножко нервно. Лиличка! Сергею Есенину. Юбилейное. Во весь голос.

Б.Л. Пастернак. “Февраль. Достать чернил и плакать...”. Определение поэзии. “О знал бы я, что так бывает…”. Гамлет. “Во всем мне хочется дойти...”. “Быть знаменитым некрасиво...”. Когда разгуляется. Хлеб. Ночь (“Идет без проволочек…”). Доктор Живаго. Несколько положений [статья].

М.И. Цветаева. “Моим стихам, написанным так рано...”. “Идешь, на меня похожий...”. “Ох, грибок ты мой грибочек, белый груздь…”. “В огромном городе моем – ночь...”. “Вот опять окно...”. “Мне нравится, что Вы больны не мной...”. Занавес.

С.А. Есенин. “Гой ты, Русь, моя родная!.. ”. “Не бродить, не мять в кустах багряных…”. “Мы теперь уходим понемногу…”. Письмо матери. “Спит ковыль. Равнина дорогая…”. “Шаганэ ты моя, Шаганэ…”. “Не жалею, не зову, не плачу…”. “О красном вечере задумалась дорога…”. “Запели тесаные дроги…”. “Нивы сжаты, рощи голы…”. “Отговорила роща золотая…”.

И.Э. Бабель. Конармия.

М.А. Булгаков. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.

М.М. Зощенко. Баня. Аристократка. Нервные люди. Тормоз Вестингауза.

А.П. Платонов. Котлован. Сокровенный человек.

А.Т. Твардовский. Василий Теркин.

А.И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор.

И.А. Бродский. Рождественский романс. Письма римскому другу. Часть речи. “Я входил вместо дикого зверя в клетку...”. Осенний крик ястреба. Рождественская звезда. Нобелевская лекция 1987 года.
Учебные пособия и справочники
Красовский В.Е., Леденев А.В. Литература: Для поступающих в вузы и подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ: Слово, 2010.

Лотман Ю.М. Учебник по русской литературе для средней школы. М., 2001.

Чернец Л.В. Семенов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. М., 2013.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001.

Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.

Учебное издание

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

И ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Программа и методические рекомендации

для поступающих в РГГУ на направление подготовки

«Журналистика»

Составители:



Басовская Евгения Наумовна

Бродская Евгения Вадимовна

Буторина Елена Петровна

Бит-Юнан Юрий Геваргисович

Готовцева Анастасия Геннадьевна

Киянская Оксана Ивановна

Одесский Михаил Павлович

Фельдман Давид Маркович


©tilimen.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет