Методические рекомендации для студентов к практическим работам по дисциплине



жүктеу 318.51 Kb.
Дата02.07.2016
өлшемі318.51 Kb.
түріМетодические рекомендации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГОУ СПО «Астраханский государственный политехнический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

по дисциплине

Русский язык и культура речи




(наименование дисциплины)

для специальности (специальностей)

Для все специальностей отделения экстерната и ДИ




(код и наименование специальности)










Составил преподаватель Бобровская З.С.

Введение

И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь хоть в меру сил, В дни злобы и страданья, Наш дар бесценный - речь.

И.А.Бунин

Культура речи - это неотъемлемая часть общей культуры человека; это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка. Нормы языка — это общепринятые в общественно-речевой практике правила произношения, грамматики и словоупотребления.

Основоположником современного русского литературного языка, по праву, считается А.С.Пушкин. Пушкин утверждал, что литературный язык должен быть общим для всей нации, национальным языком. Язык Пушкина -это язык, которым стали пользоваться классики русской литературы, видя в нем образец русского литературного языка. «Пушкин...был наш учитель - и я воспитался его поэзиею», - писал И.А.Гончаров. М.Горький советовал читать «почаще Пушкина, это основоположник поэзии нашей и всем нам всегда учитель».

Русский язык - одно из общепризнанных мировых языков, один из самых богатых языков мира. Л.Н.Толстой писал: «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего».

В наши дни русский язык, несомненно, активизирует свои динамические тенденции и вступает в новый период своего исторического развития. Сейчас, конечно, еще рано делать какие-либо прогнозы о путях, по которым пойдет русский язык, служа развитию новых форм сознания и жизнедеятельности. Ведь язык развивается по своим объективным внутренним законам, хотя и живо реагирует на разного рода «внешние воздействия».

Именно поэтому наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной работы - особенно на том переломном этапе общественного развития, который он переживает.




1 Основные виды разбора

1.1 Фонетический разбор

Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.

Выполнить фонетический разбор - значит определить, из каких звуков состоит слово.

Порядок фонетического разбора:


  1. выдели слоги;

  2. покажи место ударения;

  1. дай характеристику всем звукам по порядку, укажи, какими буквами
    они обозначены;

  1. подсчитай количество звуков и букв.

Примечание - Каждый фонетический разбор должен завершаться орфографическим, т.е. объяснением особенностей правописания.

Образец фонетического разбора

/ _гюдъезд,2_2 слога - подъ-езд

[п] согл., глух., тверд. - п

«[а] гласи., безударн. - о

[д] согл., звонк., тверд. - д

[э] гласи., ударн. е

[с] согл., глух., тверд. - з

[т] согл., глух., тверд. - д

7 звуков 7 букв

Подъезд - 3 орфограммы


  • Подъезд - правописание неизменяемых приставок

  • Подъезд - разделительный Ъ между приставкой и корнем

— Подъезд - сомнительный согласный на корне слова, подъезды
1.2 Морфемный и словообразовательный разборы

Морфемика - раздел науки о языке, изучающий строение слова. Выполнить морфемный разбор - значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово.





Морфемы
Порядок морфемного разбора:

  1. определи слово как часть речи;

  2. у изменяемого слова найди окончание и определи его значение;

  3. укажи основу слова;

  4. путем подбора однокоренных слов выдели в слове корень;

  5. выдели приставки и суффиксы (если они есть). Докажи правильность
    выделения этих морфем с помощью подбора слов с другим корнем, но
    этими же приставками и суффиксами.

Образец морфемного разбора:

а) подставка - имя существительное

б) И.п. подставка ~~1

Р.п. подставки ^-подставк а|- ж.р., ед.ч., И.п.

Д.п. подставке I

в) | подставка

г) ставить ^—^
уставленный став
заставить ^

д) поддержка

подбодрить под1-

е) уловка


проверка - к -

Словообразование - раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.

Выполнить словообразовательный разбор - значит с помощью цепочки слов выяснить способ образования слова.

Основные способы словообразования:

1) приставочный:

приносить •<— носить

некрасиво •*— красиво

преподнести ^ поднести ^ нести

Примечание - Приставочным способом образуются новые слова от целого слова.

2) суффиксальный:

/\

краснеть ^— | красцый заказчик •*— [заказ |



Примечание - Суффиксальным способом образуются новые слова от исходного слова.

3) приставочно-суффиксальный:

подорожник^ - дорога "справа — правый по-'доброму4 -^— добрый

4) бессуффиксный (безаффиксный):

ширь — широкий

смех -^— смеяться



Примечание - Если существительное обозначает признак как предмет, оно образовано от прилагательного. Если существительное обозначает действие как предмет, оно образовано от глагола.

5) Сложение:

а) слов: диван-кровать

6) основ с помощью соединительных гласных О и Е: звездопад

в) слогов и начальных букв слов: универмаг (универсальный магазин),
вуз (высшее учебное заведение)

г) начальной части слова с целым словом: турпоход - туристический


поход

д) слов, образующих словосочетание: древнерусская — Древняя


Русь

6) Переход слов из одной части в другую:

танцующие танцующие (пары)
(кто? сущ.) (какие? причастие)

(переход причастия в существительное)

Образец словообразовательного разбора:

Фигуристка фигурист ** фигура

ж.р. профес.

Существительное ж.р. фигуристка образовано от слова фигурист (м.р.) путем присоединения к основе ^к а слово фигурист образовано от существительного фигура с помощью присоединения к основе профессионального - ист^-, т.е. существительное фигуристка образовано от слова фигура суффиксальным способом.



Примечание - При словообразовательном разборе нельзя одновременно прибавлять две приставки или два суффикса.

1.3 Морфологический разбор



Морфология - раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

Выполнить морфологический разбор - значит указать признаки слова как части речи.

Части речи -^_

самостоятельные: междометие служебные:

имя существительное предлог

имя прилагательное союз

имя числительное частица

местоимение

глагол

причастие



деепричастие

наречие


При проведении морфологического разбора сначала указывается часть речи, у изменяемых частей речи (склоняемых и спрягаемых) указывается начальная форма, затем перечисляются постоянные и непостоянные признаки, присущие слову, наконец, выявляется синтаксическая функция слова в предложении.
Порядок и образцы морфологического разбора некоторых частей речи: Имя существительное

  1. укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?
    Укажи начальную форму;

  2. укажи постоянные признаки (одушевленное - неодушевленное,
    собственное - нарицательное, род, склонение); непостоянные признаки
    (число, падеж);

  3. определи роль в предложении.

(На) тропинке3 — имя существительное, так как:

1) обозначает предмет (на чем?), н.ф. тропинка ;

2) имеет постоянные признаки: неодуш., нариц., ж.р., 1 скл.;
непостоянные признаки: употреблено в форме ед.ч., П.п.; х

3) в предложении является обстоятельством места (увидел (где?) на


тропинке).

Примечание - Будь внимателен при разборе существительных: а) общего рода (ябеда, зануда); б) разносклоняемых (тушь, темя и т.д.); в) несклоняемых (метро, Черных): г) имеющих только одну форму числа (пшено - ед.ч., каникулы -мн.ч.).

Имя прилагательное



  1. укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?
    Укажи начальную форму;

  2. укажи постоянный признак (разряд по значению); непостоянные
    признаки (степень сравнения (если есть), полная или краткая форма, род,
    число, падеж);

  3. определи роль в предложении.

Новогодней3 (елки) — имя прилагательное, так как:

  1. обозначает признак (какой?), н.ф. новогодний. ;

  2. имеет постоянный признак: относительное; непостоянные признаки:
    употреблено в форме ж.р., ед.ч., Р.п.; х

  3. в предложении является согласованным определением (елки (какой?)
    новогодней).

Примечания

1 При употреблении прилагательных их значения могут изменяться: заячий выводок (притяж.): заячья шуба (относит.): заячья трусость (качествен.)

  1. Качественные прилагательные имеют две формы: полную и краткую
    (красивый - красив), относительные — только полную, притяжательные в
    разных падежах могут иметь как краткие, так и полные формы.

  2. Прилагательные, употребленные в краткой форме или сравнительной
    степени, чаще являются сказуемыми.

Глагол

  1. укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?
    Укажи начальную форму;

  2. назови постоянные признаки (вид, возвратность, спряжение);
    непостоянные признаки (наклонение, число, время, лицо или род);

  3. определи роль в предложении.

Бежит3 - глагол, так как:

  1. обозначает действие (что делает?}, н.ф. бежать;

  2. имеет постоянные признаки: несов. вида, невозврат., разноспряг.;
    непостоянные признаки: употреблен в форме изъявит.накл., ед.ч.,
    наст.времени, 3-го лица;

  3. в предложении является сказуемым (спортсмен (что делает?}
    бежит).

Примечания

  1. Время у глагола указывают только в изъявительном наклонении.

  2. В прош. времени глаголы изменяются породам и числам.

  3. В наст. И будущ. Времени глаголы изменяются по лицам и числам.
    4Инфинитив, безличные и разноспрягаемые глаголы требуют
    особого внимания при морфологическом разборе.

1.4 Синтаксический разбор

Синтаксис - раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения.

Порядок разбора простого предложения:



  1. записав предложение, прочитай его вслух и дай характеристику
    предложению. Какое оно по цели высказывания? (Повествовательное,
    вопросительное или побудительное?) Какое оно по эмоциональной окраске?
    (Восклицательное или невосклицательное?);

  2. подчеркни грамматическую основу предложения и выпиши ее.
    Определи тип сказуемого. Укажи, словами каких частей речи выражены
    главные члены предложения;



  1. проанализируй особенности грамматической основы. Какое это
    предложение: односоставное или двусоставное? (Если односоставное, укажи,
    какое именно (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное,
    безличное).);

  2. подчеркни второстепенные члены предложения, сделав вывод о
    том, каким является данное предложение: распространенным или
    нераспространенным. Укажи разновидности второстепенных членов:
    определение (согласованное, несогласованное), дополнение (прямое,
    косвенное), виды обстоятельств — и напиши, словами каких частей речи они
    выражены;

  3. определи, полным или неполным является данное предложение;

  4. выясни, чем осложнено предложение (можно графически
    прокомментировать);

  5. начерти схему предложения.

Примечание - Удобнее выполнять разбор, если само предложение записывать через строчку. Сверху (над словами) следует надписывать части речи, а снизу (под членами предложения) — указывать разновидности членов предложения.

Образец синтаксического разбора простого предложения:

предл, сущ. сущ. глаг. в изъявит.накл, местоим. глаг. в инф. предл. сущ.

На._..пер_емене учитель попросил меня принести в.___класс



времени прост.глаг. прямое косвен. Места

припае. сущ.

Географическую карту4.



согл.опред. прям.доп.

  1. повествовательное;

  2. невосклицательное;

  3. одна грамматическая основа (учитель попросил)\^И^ простое;

  4. двусоставное;

  5. распространенное;

  6. полное;

  7. ничем не осложнено.

Порядок синтаксического разбора сложного предложения:

  1. определи вид предложения по цели высказывания
    (повествовательное, вопросительное или побудительное);

  2. определи вид предложения по эмоциональной окраске
    (восклицательное или невосклицательное);

  3. подчеркни грамматические основы, найди границы частей ( [ ], ( )
    или [],[]). Определи, из скольких простых состоит;



  1. определи средства связи (союзы, союзные слова, интонация, по
    смыслу);

  2. сделай вывод: союзным, бессоюзным или предложением с разными
    видами связи является это предложение. (Если союзным, то какие союзы -
    сочинительные или подчинительные - выступают в качестве средства связи.);

  3. если предложение сложносочиненное, далее разбор веди по плану:

укажи, какими именно союзами (соединительными, противительными или разделительными) соединены простые предложения в сложном;

- определи значение сложносочиненного предложения (перечисление событий, противопоставление, чередование и т.д.);



  • начерти схему предложения;

  • объясни постановку знаков препинания;

  • проведи разбор каждого предложения, входящего в состав сложного,
    по схеме синтаксического разбора простого предложения с номеров 4-й по 7 -и
    ,а именно: проанализируй особенности основы (односоставное или
    двусоставное). Если предложение односоставное, укажи, какое именно
    (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, безличное); выдели
    другие члены предложения, выяснив, распространенным или нет является
    данное предложение, полным или нет, чем предложение осложнено).

Примечание - Не забывай указывать разновидности членов предложения и надписывать части речи. Кроме того, при записи следует нумеровать предложения по порядку;

7) если предложение сложноподчиненное, далее разбор веди по плану:

- укажи главное и придаточное предложения;

- выяснив, к чему относится придаточное, на какой вопрос отвечает,


чем присоединяется, сделай вывод о виде придаточного (подлежащное,
сказуемное, определительное, дополнительное или обстоятельственное);

начерти схему предложения, показав место придаточного предложения;

- объясни постановку знаков препинания;

- проведи разбор каждого простого предложения по схеме разбора


простого предложения с номеров 4 по 7 (или смотри пункт 5 плана разбора
сложносочиненного предложения);

12

8)если предложение бессоюзное, далее разбор веди по плану:



  • укажи, какими отношениями связаны части;

  • начерти схему предложения;

  • объясни постановку знаков препинания;

- проведи разбор каждого простого предложения по схеме разбора
простого предложения с номеров 4 по 7 (или смотри пункт 5 плана разбора
сложносочиненного предложения).
Образцы синтаксического разбора сложных предложений: Сложносочиненное предложение

нареч. 1 сущ. глаг. в изъявит.накл. союз 2 сущ. нареч. вспом.глаг.

Вскоре [машина застопорила,] и [катер медленно начал



времени прост.глаг. образа действия

состав».

глаг. в инф. предл. сущ,

причаливать к _______ .берегу4].

глаг. места

  1. повествовательное;

  2. невосклицательное;

3) сложное, союзное, сложносочиненное, состоит из двух
равноправных предложений: 1) Вскоре машина застопорила; 2) Вскоре катер
начал медленно причаливать к берегу, - соединенных союзом и
(сочинительным, соединительным, выражающим отношения
последовательности.)

общ.

-- Р - =3 и [2 -

Запятая перед союзом и не ставится, так как в предложении есть общий второстепенный член (обстоятельство времени вскоре, выраженное наречием), относящийся к обоим предложениям.

1-е предложение:


  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

2-е предложение:

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

Сложноподчиненное предложение

1 союз сущ. глаг. в изъявит.накл. предл. сущ. 2 предл. сущ. сущ.

(Когда ветер дул с суши), [ у. берега вода



прост.гл. места места несогл.

вспомог. гл. крат, прилаг.

была спокойна4].

составн. именное

(В.Бабайцева)


  1. повествовательное;

  2. невосклицательное;

  3. сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из двух
    неравноправных предложений (главное: У брега вода была спокойна;
    придаточное: Когда ветер дул с суши), подчинительным союзом когда,
    выражающим временные отношения.

(1 Когда =1), [2 — ]

Придаточное обстоятельственное (времени) отвечает на вопрос когда?, относится ко всему главному предложению, стоит перед главным предложением, присоединяясь к нему с помощью союза когда. Запятую ставлю после придаточной части перед главной.



1-е предложение (придаточное):

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.
    2-е предложение (главное):




  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

2 Лингвистический анализ текста

Текст (от лат. 1ех1ит - связь, соединение) - это высказывание, связанное по смыслу и грамматически. Текстом также называют любое законченное произведение (очерк, фельетон, стихотворение, рассказ, роман и т.д.) или фрагмент текста (глава, часть и др.). Текст может существовать в двух формах -устной и письменной.

Текст представляет собой совокупность целых единиц. Минимальной единицей текста является предложение. Следующая единица -сложное синтаксическое целое; в нем предложения связаны между собой единством темы сообщения. Более высокой единицей текста является глава, раздел и т.д. (это единица факультативная, ее может не быть). Все единицы текста находятся во взаимосвязи.

Основные признаки текста: связность и цельность. Предложения, входящие в текст, связаны между собой по смыслу и структуре. Чтобы составить текст, необходимо расположить предложения в определенной последовательности, которая отразит логику развития действия.

Цельность текста создается благодаря смысловому единству. Любой текст имеет свою тему и содержание. Тема (греч. 1пета букв, то, что положено в основу) - это то, о чем говорится в тексте. Тема и содержание -это не одно и то же. Содержание - более широкое понятие: оно отражает отношение автора к теме.
Для раскрытия темы текста, понимания содержания важно выявление его основной мысли. Основная мысль текста, идея (от греч. гаеа - понятие, представление) - это то главное, что хочет сказать автор, то, ради чего создается произведение. Например:

Как рождается замысел?

...Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путем сравнения. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи.

Замысел — это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра — молния.

...Замысел, также как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию — замысел.

(К.Паустовский)

Тема данного текста определена уже в первом предложении - рождение замысла. Основная мысль, идея текста - показать путем сравнения, как в сознании писателя зарождается замысел. Тема текста раскрывается с помощью ключевых слов и словосочетаний: замысел, возникновение замысла, внутреннее состояние писателя, сравнение, молния, сознание человека.

Использование в тексте различных языковых средств помогает воплотить авторский замысел, сделать речь более выразительной, яркой. Так, в данном тексте автор сравнивает замысел с вспышкой молнии (молния -«мгновенный искровой разряд в воздухе скопившегося атмосферного электричества»).

Сравнив замысел писателя с вспышкой молнии, К.Паустовский выстраивает такую смысловую цепочку: замысел - молния; первая искра -молния; замысел - сознание; молния - замысел. Уже в идее текста (замысел -молния) выражено отношение автора к высказыванию, его позиция.

Текст может представлять собой простое осложненное или сложное предложение - период:



Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод С летами вытерпеть умел; Кто странным снам не предавался, Кто черни светской не чуждался,

Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат; Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов, Кто славы, денег и чинов Спокойно в очередь добился, О ком твердили целый век: NN. прекрасный человек.

(А.С.Пушкин)

, Часть общей темы текста называется микротемой, которая обычно раскрывается в нескольких предложениях. Часть текста, связанная одной микротемой, называется абзацем. Каждый абзац начинается с красной строки. Например:

Осень, глубокая осень! Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой деревенской чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.

Старые деревья давно облетели, и только молодые сохраняют свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозеленые, как будто помолодевшие ели и сосны, освеженные холодным воздухом.

Устлана земля сухими разновидными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног охотника, и жесткими, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают звери и птицы от шороха человеческих шагов.

(С.Т.Аксаков.)

Тема этого текста - глубокая осень. Основная мысль - показать изменения в природе в эту пору года. В тексте - три абзаца, значит, три микротемы: 1) голы и прозрачны сады, рощи, леса; 2) вечнозеленые деревья; 3) устлана земля сухими разновидными листьями.

Предложения в тексте объединяются единством темы и определенными языковыми средствами: местоимениями, родственными словами, союзами, повторением слов и т.д.

В каждом следующем предложении текста содержатся новые сведения, т.е. происходит развитие мысли. Предложения в тексте соединяются последовательно или параллельно.

Связь, при которой предложения связаны друг с другом последовательно, по цепочке (второе предложение связано с первым, третье - со вторым, четвертое - с третьим и т.д.), называется цепной связью. Например:



Заветной цели, о которой Николка думал все эти три дня, когда события падали в семью, как камни, цели, связанной с загадочными последними словами распростертого на снегу, цели этой Николка достиг. Но для этого ему пришлось весь день перед парадом бегать по городу и
посетить не менее девяти адресов. И много раз в этой беготне Николка терял присутствие духа, и падал, и опять поднимался, и все-таки добился. (М.А.Булгаков)

В этом тексте предложения связаны посредством цепной связи. Для связи второго предложения с первым используются местоимения (ему, для этого), третье и второе предложения связаны с помощью однокоренных слов (бегать - беготня).

Связь, при которой все предложения (начиная со второго) подчиняются первому предложению, называется параллельной. При такой связи все предложения дополняют, уточняют смысл первого. Например:

Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят над землей и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.

Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

(К.Паустовский)

В этом тексте предложения связаны параллельной связью; подчиненные первому предложению, остальные фразы уточняют и конкретизируют его.

Смысловая и грамматическая цельность текста может создаваться с помощью синонимов. Например, в контексте Облака бежали на нашу деревья...Вот они долетели до соснового бора, перевалили через овраг и помчались дальше (В.Козлов.) использованы контекстуальные синонимы.



3 Стилистический анализ текста

Единство литературного языка создается благодаря общелитературным, или межстилевым, средствам, которые могут употребляться в разных языковых стилях.

В толковых словарях русского языка стилистически нейтральная лексика не имеет особых помет, а стилистически окрашенная лексика — имеет (разговорное, просторечное, специальное, книжное и т.п.).

Литературный язык обслуживает разные стороны жизни людей, поэтому он подразделяется на функциональные стили. Выбор стиля зависит от цели речи и речевой ситуации, которая, в свою очередь, связана с условиями, в которых происходит общение (это может быть офицальная или неофицальная обстановка). В зависимости от задач речи (общение, сообщение, воздействие) стили делятся на две группы: разговорный и книжные (научный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы). Каждый из стилей имеет свои характерные особенности.


3.1 Разговорный стиль

Основная функция разговорного стиля (разговорной речи) -общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной, так и в письменной речи: в кругу друзей, знакомых, в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь - это речь непринужденная, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой. К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы и др.

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету «разг.». Например:



нуждаться - испытывать нужду (или потребность), иметь нужду, требовать чего; испытывать нехватку (разг.}.

обучение, преподавание, учение: выучка, учеба (разг.).

В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь - просторечие. Просторечные слова и выражения в толковом словаре имеют помету «прост.». Например, вместо нейтрального слова столько в разговорном стиле может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая - просторечное столовка и т.д.

Часто в разговорном стиле используются фразеологические единицы, которые придают речи большую выразительность и эмоциональность: во всю прыть - «бежать быстро», бить баклуши - «ничего не делать», очертя голову - «поступать необдуманно», сам не свой - «взволнован».

Для разговорного стиля характерны слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький и др.

Синтаксис разговорной речи отличает употребление неполных предложений, слов-обращений, повторов слов, вставных и вводных конструкций, использование инверсии. Например:

Представляешь. Иду я вчера вечером домой и вдруг навстречу


большущая собака.

- Дану!

  • Ага. Темно. На улице ни души, а она летит прямо на меня.

  • Ну ты, наверное, от страха со всех ног пустилась наутек.

  • Наоборот. Встала и стою как столб. Боюсь пошевелиться.

  • А дальше?



  • Что дальше? Промчалась она мимо меня, как метеор. Оглядываюсь,
    а она, оказывается, кошку увидела -и за ней.

  • Догнала?

  • Да нет. Кошка в подъезд прыгнула, а собаку хозяин позвал.

Разговорный стиль широко используется в художественной литературе для образного отображения тех или иных событий, а также для речевой характеристики героев:

...Федор вытащил холст на подрамнике, ящик... Савва Ильич поднял голову:

  • Федюшка, ты чего?

  • Спи, спи, Ильич.

  • Куда там. Сплю, что птичка Божия. А ты-то чего?

  • Хочу холст прогрунтоватъ.

  • Время-то, вроде, не рабочее — ночное?

  • К утру нужно.




  • Безалаберный ты парень, вижу. К утру нужно, а не готов.
    Савва Ильич стал подыматься.


  • Да спи же!

Помогу... Безалаберный, огорчаешь меня. Серьезно к делу не
относишься.

(В.Тендряков.)

3.2 Научный стиль

Научный стиль - разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи.

Основная функция научного стиля - доказательное изложение научной информации. Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств. Научная речь - это монологическая речь.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля, вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, мировоззрение, агитация и специальная (термины): атом, структура, синтаксис, бронхит и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлеченные существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины.
Для научного стиля характерен прямой порядок слов в предложении.

В односоставных предложениях преобладают глагольные формы множественного числа: предлагаем, отменим, заметьте, допускают и др.; часто в них используются слова состояния (можно, необходимо и др.): можно доказать, необходимо предположить и т.д. В научном стиле обычны простые осложненные предложения (с однородными и обособленными членами), а также сложные конструкции.

Научный стиль характеризуется точностью, строгой

логичностью,четкостью изложения. Образность и эмоциональность речи встречаются крайне редко. Например:



Важным средством логической организации связного текста является его членение на абзацы.

Абзац — это отрезок письменного текста от одной красной строки до другой. В плане содержательном абзац служит выражением законченности части целого, отдельном звеном в общей динамике мысли и переходом к следующей части, к следующему звену мысли. Правильно организованные абзацы очень помогают следить за логикой авторской мысли. Неумение членить текст на абзацы приводит к снижению логичности речи, заметно затрудняет ее восприятие.

(Б.А.Головин.)



Осень - время года, продолжающееся в северном полушарии Земли со дня осеннего равноденствия (23 сентября) по день зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря). В житейском обиходе осенью принято называть месяцы сентябрь, октябрь и ноябрь.

(Статья в энциклопедии.)

3.3 Деловой стиль

Основная функция делового стиля - точная передача деловой информации. Деловой стиль используется для написания различных официальных документов, деловых бумаг: заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением и т.п.

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова и т.п.) и эмоционально-окрашенная лексика.

Для делового стиля характерно употребление отглагольных существительных: неиспользование, перевыполнение; глаголов в форме повелительного наклонения: установите, проделайте, сверьте; инфинитива: необходимо указать, должен проиллюстрировать.
В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении, преобладают безличные и инфинитивные конструкции, сложные предложения. Например:

Расписка

Настоящая расписка дана библиотеке школы № 12 в том, что мною, старостой 10 класса Ивановой Еленой, получено для класса 20 (двадцать) экземпляров книг М.Булгакова «Белая гвардия».

15.09.1997г.

Е.Иванова

Деловое письмо

Членами биржи являются банки, получившие лицензию на осуществление операций с ценными бумагами и принявшие на себя все обязательства, вытекающие из действия Закона о ценных бумагах и Устава фондовой биржи.

Банки обязаны утвердить и представить список физических лиц, уполномоченных ими совершать операции с ценными бумагами, которые также должны получить лицензию на право осуществления операций с ценными бумагами.

3.4 Публицистический стиль

Публицистический стиль - это стиль газет, журналов, выступлений перед общественностью, который используется в агитационных целях. Основная функция публицистического стиля - функция воздействия (агитации и пропаганды).

В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чем-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью
изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с
научным), а также эмоциональностью, что сближает

публицистический стиль со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов - книжная: свершение, сплоченность., единодушно., индустрия; разговорная: молодчик, шумиха; терминологическая: атмосфера, климат, азимут и др. Большое внимание уделяется оценочной лексике: военщина, кляузничать, деликатничать и т.п.

В публицистической речи часто используются иноязычные слова: тайм-аут - «перерыв в спортивной игре», консенсус - «соглашение», шоу -«спектакль, представление», ноу-хау - «знаю как» и фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками, холодная война, уровень жизни.


Придают выразительность публицистической речи и различные изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, инверсия и др.): важный шаг, достойный вклад, неуклонный рост, служба хорошего настроения и др.

В публицистическом стиле используются синтаксические конструкции книжной и разговорной речи, простые (полные и неполные) и сложные предложения. Часто встречаются вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы, обращения и др.: Что может быть ближе и дороже нам, чем край, где мы родились?! Например:



Самая большая ценность народа - его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной его язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

(Д.С.Лихачев.)

3.5 Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы (или художественный стиль) - это стиль художественных произведений: рассказов, повестей, романов, пьес и т.д. Основная функция художественного стиля - воздействовать на читателя, а также информировать его о чем-либо.

Художественный стиль отличается образностью,

выразительностью, эмоциональностью.

Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далеком прошлом. Например:

Верстах в двадцати пяти от Москвы находилась усадьба боярина Луки Максимовича Шестунова. Усадьба эта мало чем отличалась от множества ей подобных, разбросанных по лицу Русской земли в тогдашнее время. Посредине обширного двора, обнесенного со всех сторон высокою прочною городьбою из толстых кольев, высились боярские хоромы. Они были двухэтажные. Поднявшись на крыльцо, посетитель попадал в "многошумные« сени. Вправо от входа находилась светлица для приема гостей, рядом с нею - столбовая изба, за нею - моленная и одрины, т.е. спальни. С другой стороны тянулись комнаты для холопов — челяди, их повалуши и кухня. Второй этаж: «бабье царство», женская половина дома — терем. Под домом находились подклети — глухие для запасов и жилые. Снаружи хоромы окрашены не были, но зато были украшены затейливой резьбою.

(Н.Н.Алексеев.)


Образность художественного стиля создается тропами: метафорами, олицетворением, сравнениями, эпитетами и др. Например:

Солнце уже спускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть теплых лучей...Потом лучи гасли один за другим; последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей, но и тот потух.

(И.С.Тургенев.)



И в День Победы, нежный и туманный,

Когда заря, как зарево, красна, Вдовою у могилы безымянной Хлопочет запоздалая весна. Она с колен подняться не спешит, Дохнет на почку и траву погладит, И бабочку с плеча на землю ссадит, И первый одуванчик распушит.

(А.А.Ахматова.)

В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи широко используются устаревшие слова - архаизмы и историзмы:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.

(А.С.Пушкин.)


Список использованной литературы

  1. Воителева Т.М. Русский язык. Краткий курс. 10 -11 класс. - М.:
    Дрофа, 1997. -64с.

  2. Еремина Е.А. Виды разбора на уроках русского языка. —
    СПб., «Паритет», 2002. - 93 с.

  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к
    учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». 10-11
    класс. - М.: Просвещение, 2001. - 110 с.

  4. Культура русской речи. Учебник для вузов /Под ред. профессора
    Л.К.Граудиной и профессора Е.Н.Ширяева . - М.: Изд. группа НОРМА -
    ИНФРА - М., 1998. - 560 с.

  5. Русский язык и культура речи: Практикум. /Под ред. профессора
    В.И.Максимова . - М.: Гардарики, 2000. - 312 с.

  6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: ООО
    Изд-во АСТ - ЛТД, 1998. - 248 с.

: edu
edu -> Оқу-әдістемелік материал Кіші мектеп жасындағы тіл дамыту әдістемесі
edu -> 5В 050121- Қазақ тілінде оқытпайтын мектептердегі қазақ тілі мен әдебиеті мамандығына арналған
edu -> «Тілді жоғары мектепте оқыту әдістемесі»
edu -> 6М 011700- «Қазақ тілі мен әдебиеті мамандығы» Магистранттарға арналған
edu -> Қазақстан республикасы білім және ғылым министрлігі шәКӘрім атындағы семей мемлекеттік
edu -> 5 в 011700- Қазақ тілі мен әдебиеті
edu -> ОҚУ-Әдістемелік кешені (Барлық мамандықтарға арналған)
edu -> Тарих кафедрасы
edu -> «Азия және Африка елдерінің жаңа және қазіргі заман тарихы»




©tilimen.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет