Открытый урок творческая мастерская по литературе в 7 «Б» классе 13 «Образы цветов в творчестве русских поэтов» 13 Проблема



жүктеу 208.91 Kb.
Дата29.06.2016
өлшемі208.91 Kb.

КГУ «Большенарымский сельский лицей»

Автореферат по

проблемной теме

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы»

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Зариповой А.К.
2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


Открытый урок - творческая мастерская по литературе в 7 «Б» классе 13

«Образы цветов в творчестве русских поэтов» 13



Проблема: Как активизировать творческую деятельность школьников на уроках литературы?
Цель:

1 Поиск приемов, ориентирующих учащихся на высокий уровень интеллекта.

2 Активизация творческой деятельности школьников

на уроках литературы.


Задачи:

1 Поиск путей, направленных на развитие и успешную реализацию творческих способностей детей.

2 Создание благоприятных условий для реализации их личных творческих способностей.

3 Создание системы целенаправленной работы по развитию творческих способностей, поддержки детской одаренности, таланта.

4 Стимулирование творческой деятельности.
Ожидаемый результат:

Формирование стремления реализовывать свои творческие способности.


Конечный результат:

Обобщение опыта работы по формированию у школьников творческого подхода к любой работе.



Актуальность

В условиях рыночных отношений потребность в неординарной творческой личности наиболее актуальна и востребована в нашей стране. В мартовском послании Президента от 2007 года ясно было определено, что конкурентоспособность обусловлена креативностью.

Поэтому целью образования на современном этапе развития в соответствии с требованиями общества является воспитание и обучение конкурентоспособной нации. Для решения ряда проблем необходимо нестандартное, абстрактное, порой оригинальное мышление. В связи с этим нужна молодежь новой формации – это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, стремлением к новому.

Для процветания Республики Казахстан просто необходимы люди, которые бы смогли поднять на должный уровень казахстанскую науку, искусство, литературу. В связи с нарастающими социально-политическими переменами в стране, современной школе предстоит изменить свою образовательную парадигму, в которой каждая личность – это индивид, имеющий собственный творческий потенциал. По моему мнению, если систематически приобщать учащихся к работе творческого характера, решению различных, постепенно усложняющихся творческих задач на уроках, то возможно развитие творческих способностей учащихся, так как ведущая роль в этом процессе принадлежит образовательной среде.

Л.С. Выготский писал о том, что «один их очень важных вопросов детского совершенствования – это вопросы о творчестве детей, об условиях развития творческих способностей, которые имеют огромное влияние на формирование личности человека».

В связи с этим актуальным и необходимым становится проблема развития творческих способностей, творческого мышления и творческого подхода к обучению и практической деятельности учащихся через совершенствование образовательной среды.



Введение

Одной из основных целевых установок современного образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. Психологи считают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, нужна целенаправленная работа по развитию творческого мышления младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»-так писал В.А. Сухомлинский. В школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач, расковывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию. Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, формированию нестандартного, продуктивного мышления, становлению индивидуальности.



Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у школьников на уроках.

1.1 Понятие творческих способностей.

Творчество – это создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности. Эта субъективная новизна, создаваемая и переживаемая ребёнком, имеет важное развивающее и образовательное значение – через неё ребёнок усваивает общественный опыт предшествующих поколений. В этом – значение творчества для формирования личности.

Творчество понимается как механизм продуктивного развития. К полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. И не только потому, что иначе он не сможет ассимилировать нужным образом сумму "специальных знаний той или иной области трудовой деятельности, необходимую для ее дальнейшего развития, но и потому, что иначе он не сможет полноценным образом сформировать свои убеждения, мотивы, интересы, притязания, то есть личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество,

Для творчества решающее значение имеют не само по себе содержание знаний, а их структура, психологический тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в которой они приобретались. Без развитого внутреннего плана действий осуществлять требуемый тип деятельности невозможно. Развитый внутренний план действий обходимое условие психологического уровня организации творчества,

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.

Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся - данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить.

Развивать творческие способности? Что это значит?

- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

При развитии потребностей и интересов в творчестве наши педагоги используют различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом их уроки отличаются разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности. Для анализа данного исследования были подобраны следующие методы исследований: анкетирование, беседа, моделирование ситуаций творческой деятельности учащихся, метод поэлементного анализа содержания творческих работ учащихся, тест Гилфорда, позволяющий определить творческие способности человека. Он заключается в том, чтобы назвать как можно больше способов использования традиционных предметов.Например, во что может превратиться старый зонтик? (лейка, лодка, гнездо для птиц, трость, абажур). Также опросник креативности Джонса фокусирует внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением.Дается слово одуванчик. Необходимо из букв этого слова составить как можно больше слов (время выполнения 3 минуты) два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя.


Высокий уровень развития способности, как можно больше 20 и более слов. Средний уровень – 15-19 слов. Низкий уровень – 10 слов и менее.

1.2.Класссификация творческих заданий

Творческая деятельность учащихся при изучении литературы складывается из: 1) литературно-творческих заданий; 2) творческих сочинений; 3) заданий, развивающих творческого интерпретатора литературных произведений; 4) заданий, развивающих творческого читателя; 5) участия в творческих формах урока.

Под литературно-творческими заданиями, или литературным творчеством учащихся, обычно понимается самостоятельное создание текстов в различных жанрах художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, басни, этюды, путевые заметки и т.д.).

Литературно-творческие задания следует отличать от творческих сочинений на литературную тему - "оригинальных по форме текстов, создаваемых учащимся с опорой на литературное произведение и на усвоенные литературоведческие понятия". К творческим сочинениям принято относить:

- домысливание сюжетной линии произведения: "Что случилось в городе N после приезда настоящего ревизора?";

- домысливание дальнейшей судьбы героев: "Как сложилась дальнейшая судьба (Онегина)…?" ;

- домысливание "пропущенного" в тексте эпизода;

- дневник литературного героя, например: "Страница из дневника Печорина, Татьяны Лариной";

- письмо от имени литературного героя, например, письмо Кулигина Борису Григорьевичу;

- речь в защиту или обвинение героя, например, Родиона Раскольникова, Катерины Измайловой (Н.С.Лесков."Леди Макбет Мценского уезда");

- "перемещение" литературных героев в другие временные рамки и обстоятельства: "Тринадцатый подвиг Геракла в наше время", "Встреча толстого и тонкого в наши дни";

- воображаемая встреча с литературным героем и разговор с ним: "О чем бы я хотел расспросить (Чацкого)…» ;

- словесное и графическое описание герба помещика, например, герб Собакевича, Манилова (Н.В.Гоголь."Мертвые души")

К заданиям, развивающим творческого интерпретатора литературных произведений, относятся:

- самостоятельный анализ эпизода, главы или явления;

- самостоятельная или по заранее данным вопросам интерпретация лирического стихотворения;

- сравнение произведений на одну тему;

- сочинение-эссе;

- отзыв;

- рецензия;

- реферат;

- устное сообщение (доклад);

- предисловие или послесловие к книге;

Задания, развивающие творческого читателя, активизируют сотворчество ученика с писателем. К числу таких заданий относят:

- устное словесное рисование;

- создание киносценария по одному из эпизодов произведения;

- инсценирование;

- чтение по ролям;

- выразительное чтение;

- творческие пересказы;



- иллюстрирование в любых видах - живописном, графическом, лепке;
АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Виды работ на уроках литературы в 6-7 классе.
Курс русской словесности в 7 классе дает большие возможности для развития творческих способностей. При изучении раздела «Человек и мир природы» ученицы Тотаева Х., Козлова Ж., Козлова В., Фомина В., выполнили творческий проект  по созданию  сборника миниатюр о цветах и деревьях, куда вошли их стихотворения и сказки. Данный проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники развивают самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самореализации и созиданию. Авторам в полной мере удалось выразить свое понимание характера описываемого ими явления. Составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно. Особенно велик интерес детей к волшебным сказкам, что объясняется ничем не ограниченной свободой передвижений и действий в сказочном мире. Творческие способности личности могут осуществляться в творческой деятельности не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. Наряду с традиционными, привычно скучными упражнениями можно давать задания творческого характера. Это может быть также написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов. Можно внести в название темы домашнего сочинения чуточку улыбки и фантазии, чтобы ребенок с удовольствием взялся за выполнение задания. Например, в 7 классе при изучении темы «Образы фауны в литературе »сочинение "Как я провел день" написать от имени собаки, лошади, бабочки, березы и т.д. Активно работали семиклассники над созданием «Поэтических листов», в которых представляли интересный материал о птицах, деревьях, цветах, животных. В 6 классе часто используются задания, развивающие воображение:- Представьте, что вы - скульпторы. Пользуясь образцом - описанием статуи Зевса работы древнегреческого скульптора Фидия, опишите, каким бы вы изваяли Нептуна, Атланта, Геракла или других богов и героев древнегреческих мифов; сочините рассказ о "тринадцатом подвиге" Геракла в вашем классе или школе; какому герою мифов вы бы хотели поставить памятник? Опишите его; придумайте и опишите какой-нибудь благородный поступок Робин Гуда и т.д. Самое любимое творческое задание шестиклассников – сочинение сказки и придумывание своей концовки произведения. Этот жанр привлекает детей не столько тем, что можно придумать интересный сюжет, но и тем, что дает возможность безграничного полета фантазии. На одном из уроков развития речи после изучения темы «Славянская мифология» использовался прием групповой деятельности.Каждая группа детей получала задание сочинить «страшную »сказку с участием любого представителя низшей славянской мифологии, но у каждой группы были свои условия, которые нужно было выполнить при создании произведения.

1 группа


В сказочную страну приезжает неизвестный гость. У него какая-то тайна, раскрытие которой угрожает жителям королевства. Разверните сюжет, опишите героев, их диалоги.

2 группа


Появление богатого гостя. Его подарки для королевской семьи, ухаживание за царевной. Опишите поведение героев.

3 группа


Злой волшебник нарушает мирную жизнь жителей королевства. Появление главного героя, его бой с колдуном. Расскажите, как колдун вредил людям и зачем, придумайте финал сказки.

4 группа


Напишите сказку, в которой бы принимал участие любой представитель низшей славянской мифологии.

Такие задания помогли активизировать способности детей и одновременно направить их фантазию в нужное русло: отразить в своем произведении все особенности эпического жанра.

Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Результативными в этом смысле стали уроки литературы в нетрадиционной форме (КВН, путешествие, устный журнал, театрализация и др.). Они вызывают большой интерес у школьников. Так, в 6 классе был проведен урок-театр по пьесе Островского «Снегурочка».

В 7 классе проведен урок обобщения «Смех – дело серьёзное» по юмористическим рассказам А.П.Чехова в форме устного журнала. Урок состоял их страниц: «Интервью журналиста», «Словарная», «Театральная», « Сыскное агентство», «Экскурсия в картинную галерею», «Итоговая». Чтобы мотивировать ребят, сделать их активными участниками-субъектами урока, подготовка устного журнала осуществлялась совместно с ними. Учитывая особенности переходного возраста, я предоставила все возможности для самовыражения подростков: они побывали на этом уроке и артистами, и сыщиками, и художниками, и гидами (музейными работниками).В школьную программу включены произведения, вызывающие у ребят особую симпатию. Учащиеся с удовольствием читают их и продумывают рассказ о герое с изменением лица после того, как разобрались в его характере, поступках, привычках. К примеру, после изучения рассказа В.Распутина «Уроки французского» домысливаем его продолжение, отвечая на вопрос: посеяла ли в душе героя «зерно» доброты и бескорыстия его учительница Лидия Михайловна.


Очень эффективны этюды-импровизации, когда ученики «дописывают» текст, сочиняют финал произведения (например, счастливый финал рассказа Достоевского «Мальчик у Христа на елке» или рассказа Л.Андреева «Ангелочек») в стиле автора.

1.2. Виды работ на уроках литературы в 8-11 классе

Необходимо учитывать, что в старших классах ребята считают себя уже взрослыми. Поэтому, подбирая игровые элементы к творческим занятиям, нужно помнить психолого-возрастные особенности учащихся, обращаться к ним, как взрослым.

Больше использовать формы занятий, направленных на раскрытие имеющегося у учащихся интеллектуального и творческого потенциала. Уже в старших классах становится понятно, кто из учащихся является одаренным. Необходимо развивать одаренность учащихся, его творческий потенциал, предлагая ему самовыражаться активнее как в урочное, так и внеурочное время. Для этого почти в каждой школе существуют литературные, драматические кружки, школьные печатные издания, где одаренные дети должны иметь возможность проявить себя более ярко и интересно в творческом плане. Необходимо дать свободу учащимся, если ученики желают работать в группе, то эта группа в течении года должна создавать произведения и генерировать идеи, а в конце учебного года в виде отчета презентовать литературный альманах в форме красочного, насыщенного различными номерами представления. Ученики проникаются интересом к изучаемому вопросу лишь тогда, когда сталкиваются с конкретным человеком или «примеряют» литературный образ, его мировоззрение, судьбу на себя. Например, при изучении романа «Обломов» И.А. Гончарова учащимся предлагается написать письмо герою романа и посоветовать ему, как можно преобразовать деревню Обломовку; результатом работы над романом М.Е.

Салтыкова-Щедрина «История одного города» стало сочинение на тему «Что бы я сделал в городе Глупове, если б был там градоначальником».

На уроках учу писать письма – сверстникам из другого города, родственникам, учителям, литературным героям. В старших классах предлагаю следующие темы для письменных работ творческого характера;

- «Литературный герой, созвучный моему духовному я»;

- «Как среди людей остаться человеком?»;

- «Сохранить себя целым или отдать себя целиком?»

- «Моя версия возрождения «мертвых душ»;

- «Случайно ли Чичиков носит имя Павел?»

Почему Гоголь, рассказывая предысторию Чичикова и Плюшкина, утаивает её, говоря о Манилове, Собакевиче, Ноздрёве, Коробочке? Попробуйте написать биографию этих героев.

Один раз Чичиков нашёл у себя на столе письмо незнакомки, которое начиналось так: «Нет, я должна тебе написать». Напишите письмо в духе дамы города N.

Попробуйте продолжить враньё Хлестакова в «Ревизоре».

Напишите страничку из дневника Марьи Антоновны после известия о мнимом ревизоре.

Придумайте возможный сюжет пьесы на современном материале, используя темы, поднятые А.Пушкиным в «Маленьких трагедиях».

Напишите портрет друга в манере Пушкина, Гоголя, Лермонтова.

Сравните образ Гончарова с образом его любимого героя Обломова (по воспоминаниям современников, по тексту романа и автобиографическим заметкам).

Напишите письмо И.И.Обломову.

Эссе «Чтобы не стать Печориным…»

Нашли бы общий язык Обломов и Манилов? Сочините возможный диалог.

Что могла бы написать Ильинская о своём романе с Обломовым?

Составьте опорный конспект на тему «Причины гибели Катерины».

Сочините свою версию истории замужества Катерины.

Придумайте несколько ассоциативных сравнений героев драмы «Гроза» с кем-либо или чем-либо.

Представьте себе, что о первой встрече Е.Базарова и П.Кирсанова рассказал нам не автор, а сами герои. Напишите их монолог о первом впечатлении друг о друге.

Подготовьте рассказ о Базарове от имени одного из героев романа «Отцы и дети».

Придумайте лексические перевёртыши на известные афоризмы Базарова.

Напишите от имени Е.Базарова неотправленное письмо Анне Сергеевне Одинцовой.

Письмо литературному герою из 21 века…

Судьба литературного героя через 30 лет.


Выводы.

В ходе внедрения творческих работ у многих учащихся появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.



Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации. Итак, применение творческих заданий на уроках литературы, развитие творческих способностей учащихся, использование существующих технологий обучения, в которых творчество учащихся считается приоритетной целью – это подготовка молодежи новой формации, конкурентоспособной, интеллектуально развитой, творчески одаренной личности.

Методические рекомендации учителям по теме « Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы»




  1. Условия развития творческих способностей учащихся на уроках литературы.

1. Предоставление детям свободы творчества, выражающуюся в свободе выбора способов работы, последовательности операции, возможности предъявления различных вариантов ответов.
2. Очень важно дать почувствовать учащимся жизненную необходимость работы.
3. Деятельность должна быть разнообразной, увлекательной; для этого необходимо чередовать, например, разные виды работ систематического характера.
4. Помощь учителя: самое важное здесь заключается в том, чтобы не превратить помощь в подсказку. В случае необходимости школьника надо отправлять к тексту произведения.
5. Учитель должен вызвать у детей творческий поиск, который заключается в осознании противоречия между имеющимися проблемами в решении определенной задачи и их собственным опытом. Учащийся становиться перед необходимостью создать новую систему способов действий.


  1. Формы работы с учениками для развития творческих способностей :
    -индивидуальные задания, включающие исследовательские, творческие аспекты;
    -подготовка и защита рефератов, научных обзоров, проектов и программ;
    - проведение предметных олимпиад;
    - проведение заданий исследовательского характера;
    - научно-исследовательские работы;
    - проведение читательских конференций;
    - участие в конференциях и конкурсах, олимпиадах.


  2. Творческие методы в преподавании:
    1.Уважение желания ребенка работать самостоятельно.
    2.Предоставление ребенку свободы выбора

3.Уважение потенциальных возможностей отстающих.
4.Создание ситуаций, при которых ученик, не обнаруживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного общения с более способным учеником. Поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью.
5.Терпимое отношение к возможному беспорядку.
6.Поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность.


  1. Качества, необходимые учителю для работы с творческими детьми.:
    1.Быть доброжелательным и чутким.
    2.Разбираться в особенностях психологии детей, чувствовать их потребности и интересы.
    3.Иметь высокий уровень интеллектуального развития.
    4.Иметь живой и активный характер.
    5.Обладать чувством юмора, но без склонности к сарказму
    6.Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
    7.Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение.

Заключение

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Прогресс нашего общества зависит от творческих людей Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к творческой познавательной деятельности. Но можно посмотреть на творчество и с другой стороны – как на один из приемов создания положительной мотивации учения, ситуации успеха. Наверное, многим из учителей приходилось наблюдать ситуацию, когда ребенок, за которым прочно укрепилась репутация «троечника» и бесперспективного ученика, вдруг преображался, удивлял и педагогов, и детей своими творческими работами, когда он мог «раскрыться», проявить свою индивидуальность. А ведь это именно то, без чего ни один ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность. У каждого ребенка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее, таланты каждого человека можно развивать.



Литература:

  1. Назарбаев Н.А. конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации: Послание Президента народу Казахстана от 19 марта 2004 г.//Казахстанская правда. 20.03.2004.

  2. Шахгулари В.В. Подготовка будущих учителей к творческой деятельности в школе. – Алматы: НИЦ «Гылым», 2002. – 192с.

  3. Интернет.


Приложение

Открытый урок - творческая мастерская по литературе в 7 «Б» классе

«Образы цветов в творчестве русских поэтов»


Тема:Цветы - неиссякаемый источник вдохновения! ( образы цветов в творчестве русских поэтов)

Цель: научить постигать тайны слова, самостоятельно добывать знания. Развивать речь и мышление, познавательные и творческие способности учащихся, создать условия для развития коммуникативных способностей учеников (через групповую форму работы) Воспитывать любовь к живой природе (через литературный материал урока)

Ход урока:


Индуктор (мотивация).
Слово учителя. Ребята, сегодня у нас мастерская творческого письма на тему «Цветы», этот вид занятия нам уже знаком.  Мы будем сегодня говорить об удивительном и самом красивом творении на земле - о цветах. Писатели, поэты, художники помогают нам прикоснуться к волшебному миру цветов. Вы распределились по группам, в которых привыкли работать. Мы проследим по творчеству поэтов, какие цветы воспеты в их стихах. Постараемся создать свои вдохновенные произведения, учась у великих мастеров, по отношению к которым все мы подмастерья. Мы так соединились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. Сколь бедны оказались бы мы, не будь на Земле цветов!
Звучит музыка. На экране демонстрируются слайды с изображением разнообразных цветов, звучит стихотворение.

СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК САДУ И ДУШЕ

Сегодня распустились все цветы,
Как будто ангелы спустились с небосвода,
И в разноцветье этой красоты,
Божественна и девственна природа.

Пионы белые подобны облакам,


А астры красные как небо на закате,
Росой тюльпан наполнен как бокал
Фиалка в бархатистом синем платье.

Сегодня праздник саду и душе,


Цветы и ангелы спустились к нам из рая,
И в этом сказочном реальном мираже,
Слилась с небесной красота земная.

Какие ассоциации, мысли, чувства у вас связаны со словом цветы, цветок? что вы увидели?- что услышали?- что ощутили? почувствовали?

Запишите слово цветок, а под ним в столбик свои ассоциации. Прочитайте. Учащиеся зачитывают слова. Распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получить словосочетания.  Обменяйтесь мнениями в группах, выберите лучшие, прочитайте полученные    словосочетания. Не забывайте дополнять свои записи словосочетаниями, которые вам понравились.

-Это ваши впечатления и ассоциации, основанные на личное опыте. А теперь давайте обратимся к стихотворным текстам  и выпишем из стихотворений наиболее яркие и выразительные слова и сочетания, при помощи которых авторы создают запоминающиеся образы.

Самоконструкция: работа в группах.

Презентация продукта деятельности.

-А теперь, используя собранный материал, создадим свои миниатюры о цветах. 

СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА


Задания: 1 группа. Сказка о цветах по предложенному началу.

2 группа. Создание обложки к поэтическому сборнику о цветах, рисунков по сюжету стихотворений с характеристикой.


3 группа. Подготовить сочинение-метафору «Я цветок (роза, сирень, кактус, полевой цветок)»

4 группа. Инсценировка легенды

СОЦИАЛИЗАЦИЯ. - Заканчивайте работу. Обменяйтесь мнениями в группе. Выберите лучшую работу или работы. Прочитайте их.

Авторское кресло (дети выходят, садятся на стул и читают)


(Вывешивание «произведений»)

Итоги


Рефлексия
Что открыл, понял, почувствовал, задумался, затруднило?

Домашнее задание. Сочинение "Если бы мы были цветами»

Приложение
Легенда о незабудке. Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имя, никого не обидела и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок:
- Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!
Оглянулась Флора — никого невидно. Снова захотела уйти, но голосок повторился:
- Не забудь меня, Флора! Дай мне, пожалуйста, имя!
И тут только Флора заметила в разнотравье маленький голубой цветок.
- Хорошо, — сказала богиня, — будь незабудкой. Вместе с именем я наделяю тебя чудесной силой — ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину.
Хоть и мала незабудка, да почитаема веками. Во многих странах в честь ее устраивались праздники.
В Германии в "день незабудки" школьники занимались неполный день, чтобы сходить в лес, попеть песни, поиграть и вернуться домой с букетом незабудок.
Во Франции незабудки дарили на память и сохраняли как реликвию.
С тех далеких времен незабудка является символом памяти, дружбы и вечной любви.

Поэтический лист «Поэты Серебряного века. Н. Гумилёв»


©tilimen.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет