Понятие Великого переселения народов Основные причины переселения Основные последствия переселения



жүктеу 152.41 Kb.
Дата03.07.2016
өлшемі152.41 Kb.
Содержание

  1. Понятие Великого переселения народов

  2. Основные причины переселения

  3. Основные последствия переселения

  4. Славяне во время Великого переселения народов

  5. Мнение историков

  6. Итог



  1. Великое переселение народов — это условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках, главным образом с периферии Римской империи.

Одним из ключевых событий был климатический пессимум раннего Средневековья, ставший катализатором многих миграций. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов, охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи (включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию), куда направилась, в конечном счёте, масса германских переселенцев, к началу V века новой эры уже было достаточно плотно заселено самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Поэтому великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населениями. Великие переселения заложили основу противостояния между германскими и романскими народами, в каком-то смысле дошедшего и до наших дней. В переселении активно участвовали славяне, тюрки, иранцы (аланы) и финно-угорские племена.

  1. Причины Великого переселения:

  • Увеличение численности населения

Рост благосостояния вследствие возросшей самоорганизации и торговли со Средиземноморьем и Северным Причерноморьем приводит к демографическому взрыву у народов, населявших Скифию и Сарматию, включая и готов (сами готы себя от германцев отличали). Северная Евразия, с её холодным климатом и малоосвоенными в сельскохозяйственном отношении землями, не в состоянии была прокормить всё прирастающее население. Исход на юг, в слабозаселённые территории у границ Римской империи (это в первую очередь бассейн Рейна, Швейцария (римская Реция), Паннония и Балканы) был неизбежен и являлся вопросом времени. Правители Рима ещё более ускорили этот процесс, привлекая наёмников (аланов, готов, гуннов и т. д.) в римскую армию и раздавая их семьям наделы на окраинах империи. На эти территории соседние народы привлекали более мягкий климат, обилие сельскохозяйственной продукции, а также постепенное ослабление правительственного аппарата империи и его большая зависимость от активных и свободолюбивых выходцев из Скифии и Германии.

  • Упадок Римской империи

Одной из основных причин средневекового Великого переселения народов стало ослабление Римской империи, вызванное целым комплексом этнических, географических, климатических и экономических факторов.

В политической жизни господствовал деспотизм императорской власти и борьба за власть претендентов на престол из числа видных военачальников, что вылилось в масштабную смуту времён «солдатских императоров» III в. н. э. Армия из ополчения граждан превратилась в профессиональное объединение со всё более и более увеличивающимся процентом присутствия представителей варварских народов.

Рост населения в средиземноморском ядре империи привёл к утрате лесных угодий, постепенному опустыниванию, развитию эрозии, переориентации хозяйства на мелкое скотоводство (козы, овцы), примитивизации быта. Обезлюдению ряда ранее плодородных земель способствовал климатический пессимум раннего Средневековья.

Изменялись жизненные устои и ценности римлян. Римская империя позднего времени — это типичное средиземноморское государство, в значительной степени ориентализированное, со слабой армией и смещением центра общественной жизни с внешней политики (война, торговля, экспансия) на празднества, застолья, то есть наслаждение жизнью.



  • Нарастание напряженности на границах Римской империи

Внутри империи намечается постепенный сдвиг центра влияния из Италии и Испании в сторону более экономически активной (и не типично романской) Галлии — с большим количеством осадков и более интенсивной торговлей. В свою очередь, германские народы, жившие рядом с границей, всё более и более вовлекались в экономическую и политическую жизнь Империи. Пользуясь ослаблением границ после смуты 3 в. н. э., целые народы заселяли приграничные районы, со временем добиваясь юридического признания факта своего присутствия через институт феода, то есть фактически двоевластия на занятых территориях. Собственно римская администрация сохранялась лишь там, где продолжали существовать регулярные римские войска. Так, длительное время римское право действовало в Северной Галлии (государство Сиагрия, уничтоженное лишь в 486 году Хлодвигом), в Северной Италии (Одоакр), в Далмации (до 480 года)

  • Поражение гуннов в Китае

Это привело к откочёвке хунну (гуннов) в Джунгарию, а также к эффекту домино на пути откочёвки, когда переселение гуннов вызывало переселения народов, случайно оказавшихся на их пути, что в свою очередь вызывало переселения уже других народов.

  • Потребность выживания в условиях сурового климата

Большинство исследователей называют в качестве причин великих переселений уход из оскудевших и неблагоприятных регионов в поиске более привлекательных земель для проживания. Одной из главных причин стало общее похолодание климата, в связи с чем, население территорий с континентальным климатом устремилось в районы с более мягким климатом. Пик переселения пришёлся на период резкого похолодания 535—536 годов

  1. Последствия Великого переселения

Социально-экономические и политические последствия В. п. н. были чрезвычайно велики.

Оно способствовало падению рабовладельческого строя и слому римского государственного механизма (в Западной Римской империи).

На значительной части Северного Средиземноморья распространяется свободное крестьянское землевладение, мелкое производство окончательно вытесняет рабовладельческую латифундию, создаются предпосылки для формирования феодального строя (что частично было подготовлено внутренним развитием Римской империи).

После Великого переселения пала Западная Римская империя и образовались «варварские королевства» — варвары «окультурились», некоторые из них стали предшественниками современных европейских государств. Переселение внесло свою лепту в формирование единой латинской языковой системы Европы (так называемой «вульгарной латыни»), на основе которой образовались многие языки Западной Европы.

Однако это переселение нанесло существенный урон зарождавшейся культуре северных племён и кочевых народов. Так, были безжалостно уничтожены многие племена коренных народов Северной Европы, разграблены древние памятники этих народов — обелиски, курганы и т. д.


  1. Славяне во время Великого переселения народов.

1. Венеды. Со времен выделения праславян из индоевропейского сообщества происходил непрерывный процесс формирования славянства. Его разделяют на два периода: венедский, Или зарубинецкий, и антско-склавинский, Или пеньковско-пражский.

Зарубинецкое население было соседом воинственных сарматов. Вследствие их постоянных нападений праславяне переселялись на Десну, верховья Днепра и Южного Буга. В Европе они были известны как венеды. Родина венедов, Как описал ее древнеримский историк Тацит, охватывает пространства от восточных отрогов Карпат до Верхнего Поднепровья и совпадает с территорией распространения зарубинецкой культуры (III век до н.э. - II век н.э.). Конец венедского этапа развития славянства положило Великое переселение народов. Переселение охватило практически всю Европу и существенно изменило ее политический, культурный и этнический облик.

Во второй ст. в восточном направлении на Волынь продвинулись германские племена готов, Истребляя местное славянское население, а оттуда по долине Южного Буга вышли в причерноморские степи. Спасаясь от готов, венеды бежали в Поднестровья и Поднепровья.

Следовательно, территория расселения праславян была разрезана готами долиной Южного Буга на восточную и западную части. В дальнейшем они развивались самостоятельно, приобретая специфические черты, что в итоге привело к восстанию антов Поднепровья и склавинов Поднестровья и Волыни.

В эпоху господства готов в Причерноморье распространилась Черняховская культура (III-IV века). Ее связывают с названной готским историком Иорданом империей Германариха, в которую, кроме собственно готов, Входили славяне, фракийцы и сарматы.

2. Нашествие гуннов и славяне. Готов из Причерноморья выгнали в последней трети IV в. гунны. Примерно в это время прекратила свое существование Черняховская культура. Правитель разбитых готов Винитарий, Вероятно, отступая под давлением гуннов на мероприятие, начал войну с антами. Он убил их князя Божа и распял на крестах 70 антских старшин. Тогда гунны выступили в защиту антов и убили Винитария. Большинство готов переселилась на Средний Дунай. Территория расселения антов в VI веке, описана Иордана, совпадает с той, где была распространена пеньковская культура, а склавинов - отвечает пражско-корчацкой культуре (V-VII вв.) С антами связано существование славянского военно-политического объединения, которое называют антским царством.

В настоящее время Западную Римскую империю заполонили племена варваров, пришедших туда вместе с гуннами и образовали гуннский государство во главе с Аттилой. Однако, вследствие разгрома гуннов на Каталаунских полях (451 г.) и смерти Аттилы (453 г.), это государство распалось. Составной частью последующего расселения народов стало Большое славянское расселение V-VII вв. Сначала анти и склавины перешли южный берег Дуная и осели на Балканах в византийских владениях. Они начали южную ветвь славян. Склавины через некоторое время пошли дальше, вверх по Дунаю и продвинулись в ущелье Одри и Эльбы, постепенно интегрируясь с западными славянами.



3. Войны славян с аварами. В середине VI в. через украинские степи прошла новая орда кочевников-авар или обрел. За разрешением Византии они поселились в Паннонии на среднем Дунае, где основали свое государство - Аварский каганат. Однако через некоторое время авары начали нападения на византийские владения. С момента своего появления в причерноморских степях авары воевали с антами, поскольку земли последних были форпостом оседлых земледельцев на границе со степью. Эта борьба была длительной и изнурительной. Последнее упоминание об антах содержится в византийских хрониках от 602 г. В этот год каган (князь) аваров направил свое войско в земли антов и приказал истребить их как союзников византийцев. После этого остатки антского населения перешли Дунай и поселились в византийских владениях. Северная часть антов слилась со склавинами и участвовала в формировании праукраинского сообщества.

В правление императора Ираклия (610-641 гг.) Византия использовала аваров для борьбы со склавинами, чтобы остановить их переселения на свои земли. Летописец Нестор сообщает в «Повести временных лет», авары покорили дулебов, проживавших на Волыни, и беспрекословно были склавинами. Они сформировали союз племен, известный из арабских источников как Валиняна, во главе с князем Маджаком, Который в VII в. Был уничтожен аварами.

Итак, славяне по своему происхождению являются автохтонным (тем, которое сформировалось на этой территории) населением украинских земель индоевропейского происхождения. Как отдельная этническая общность они сформировались в начале нашей эры. В VII-VIII вв. у восточных славян активно разворачивается процесс создания государства, вступившего логического завершения в IX в. с возникновением Киевского государства.


  1. Мнение историков

Этническая и политическая панорама Восточно - Европейской равнины и Сибири никогда не была статичной. Ей всегда была присуща динамика. В особенной степени она проявилась в начале I тысячелетия нашей эры.

Первые века нашей эры стали временем массовых миграций в Евразии, получивших в историографической традиции название великого переселения народов. Ряд историков для обозначения этого явления пользуется понятием «этническая революция». Этот термин призван подчеркнуть масштаб миграционных процессов в I тысячелетии и их роль в изменении этнической карты Европы и Азии. Перемены были колоссальны. С исторической арены было «сведено» немалое число «старых», прежде влиятельных этносов, были «вызваны» к жизни «молодые» народы, закладывавшие своими передвижениями основы этнической и политической географии Западной и Восточной Европы, значительной части Азии и Северной Африки.

В ходе масштабных перемещений стирались и изменялись границы прежних племенных ареалов, шло резкое увеличение межплеменных контактов, смешивались разные этнические компоненты, что приводило к образованию новых народов. История многих современных народов берет начало в этой эпохе. Миграция послужила фоном и главным условием начала этногенеза большинства европейских наций.

Современные историки не слишком расходятся в определении состава участников великого переселения народов (гуннские, германские, славянские, аланские и другие племена), в оценках роли их в этом процессе. А вот в 20—30-х годах задававшей тон в советской историографии школе М. Г. Покровского было свойственно главную роль отводить германским племенам.

Действительно, первая волна великого переселения была связана с германцами. Во II - III веках через Русскую равнину с севера на юг- из районов Прибалтики и Дании в Крым, на Балканы и оттуда в Южную Азию - двинулись германские племена готов. У Иордана есть упоминание о мордве, мери, веси, эстах и об онежской чуди, которые вошли в состав готского царства, созданного вождем готов Германарихом и простиравшегося на всю Русскую равнину.

Под напором гуннов и славян готы были вытеснены из Причерноморья на запад, приведя в движение и другие германские племена, граничившие с Римской империей. Германцы в IV—V веках н. э. основали королевства в бывших римских провинциях: в Южной Галлии и Испании — вестготы; на юго-западе Германии, в Эльзасе, большей части Швейцарии — алеманны; на юго-западе Галлии — бургунды; в Северной Галлии — франки; в Италии — остготы и лангобарды; на Британских островах — англы, саксы, юты. В результате германского нашествия рухнула Западная Римская империя, и установились государства, на полторы тысячи лет вперед определившие политическую географию Западной Европы — Франция, Италия, Испания, Великобритания, Германия. Путем смешения германцев с кельтами и романизированным населением сформировались современные европейские этносы — французы, англичане, испанцы, итальянцы, голландцы и др.

В советской исторической литературе 20-30-х годов великое переселение народов фактически приравнивалось к движению германских племен и ничего не говорилось о роли славян, тюркских племен, арабов. Это заведомо ограничивало вскрытие масштабов исторического действия и не давало ответа на вопрос о значении великого переселения народов для истории нашей страны..

В дальнейшем эта тема была серьезно углублена советскими исследователями. Стало очевидным, что в начале I тысячелетия н. э. размах славянской колонизации был не менее значительным, чем у германских племен. Согласно теории А. А. Шахматова, Л. Н. Гумилева и др., первоначальный ареал обитания славян находился на довольно ограниченной территории в Южной Прибалтике, откуда и пошли первые импульсы славянской миграции в I-П веках н. э. По мнению академика Б. А. Рыбакова, прародиной славян была область от Эльбы до Днепра.

Интенсивное движение позволило славянским племенам за исторически короткие сроки заселить гигантские пространства от Вислы до Верхней Волги, от Балтики до Черного и Адриатического морей. Причем, если многие кочевые и часть германских племен отрывались от своих тылов, что вело к их гибели в военных столкновениях или быстрому растворению в иных этнических массивах, то славяне - в отличие от них - не оставляли окончательно своих территорий, а только постоянно расширяли их. Славянская колонизация носила комбинированный характер: наряду с организованными военными походами шло мирное заселение новых территорий земледельческими общинами, ищущими новых пахотных земель.

Великое переселение положило начало истории современных славянских народов, в том числе и русского. После начальных импульсов переселения славянская единая этническая общность разделилась на отдельные племена и народы. При этом единство славянской материальной и духовной культуры на основе традиций земледельческих общин и, свойственных им ведических культов сохранялось еще довольно долго - вплоть до христианизации славян, разделившей их по религиозному признаку. Длительное время сохранялся и единый славянский язык, позволявший, несмотря на диалекты, примерно до XIV века вполне свободно понимать друг друга поляку и болгарину, новгородцу и жителю Черногории. В «Повести временных лет» XII века летописец оставил весьма показательную формулу: «Словенский язык и русский одно есть».

Тем не менее, после расселения славян на новых местах их языки и культуры стали постепенно расходиться. Причинами тому являлись огромная территория расселения, естественно-географические барьеры между славянскими племенами, иноземные вторжения. Не последнюю роль сыграли контакты с местными неславянскими племенами, влиявшие на язык и культуру славян. К примеру, на Балканах в состав славянских общин вливались фракийцы, частично греки, иллирийцы, пришедшие с Волги булгары. Между Днепром и Ильменем славяне активно вступали в контакт с финно - уграми, балтами, тюрками.

Территория Восточной Европы стала плацдармом для перемещений не только готов, монголоязычных гуннов и славян. В середине I тысячелетия со стремлением к политической гегемонии в регионе выступили тюркские племена - авары, хазары, булгары Их движение с востока на запад диктовалось логикой их кочевого хозяйства и межэтнических столкновений. Тюрки выделялись и в азиатских миграциях - особенно при заселении Сибири: кыргызы, уйгуры и др. В результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами некоторых палеоазиатских и тунгусских племен стал формироваться якутский этнос.

К последним миграционным волнам великого переселения ученые относят арабские завоевания, начавшиеся в VII веке и охватившие Аравию, Западную и Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку. С эпохой великого переселения совпало несколько этапов еврейской миграции с Ближнего Востока. Рассеивание евреев началось еще до новой эры в связи с вавилонскими, македонскими, римскими завоеваниями. Походы арабов вызвали еще несколько волн исхода евреев с их прародины. К концу VIII века относятся первые экспедиции норманнов, как в Западную, так и в Восточную Европу. В конце IX века в южнорусские степи ворвались печенеги. В это же время далекий переход мадьяр (угро-финское племя, родственное ханты и манси) с Южного Урала в Европу завершился заселением ими Паннонии, где они ассимилировали местных славян.

В трудах разных историков наблюдаются несовпадения при определении хронологии великого переселения. Марксистская историография начало событий связывала с движением германцев и относила к IV веку. Такой специалист по данной тематике, как Л. Н. Гумилев, первые толчки массовых миграций уверенно относил к I-П веках н. э.

Налицо и расхождения в объяснении побудительных причин великого переселения народов. Школа М. Н. Покровского главным двигателем племенных перемещений называла «потребность в больших пространствах земли, необходимых при тогдашнем примитивном ведении хозяйства». Кроме того, выделялись такие причины, как «разложение у варварских племен первобытнообщинного строя, формирование крупных племенных союзов, возглавляемых военной аристократией, стремившейся к обогащению и упрочнению власти».

По логике христианских богословов, в смене этнической картины в Европе после великого переселения с наглядностью проявилось Божественное Провидение: «старые» народы сошли с исторической арены вместе с завершением ветхозаветных времен. Новая христианская эра стала временем торжества евангелической проповеди и жизнеутверждения народов, обратившихся к христианству.

Эта позиция не лишена доли практического смысла. Христианская религия и деятельность церкви стали факторами определенной стабилизации положения в Европе после мощной этнической и политической «перетряски». Наличие цельной мировоззренческой системы послужило формированию западноевропейского (западнохристианского) суперэтноса.

н. э.


В Восточной Европе сильнейшего динамического напора тогдашних процессов не выдержали гунны, авары, хазары, печенеги и другие, исчезнув с этнической карты. Славянству динамика его тогдашнего существования не принесла катаклизмов благодаря действию такого относительно устойчивого фактора, как славянское этническое единство. Кроме того, проводником стабилизирующих тенденций в Восточной Европе была Византия, переживавшая культурный и военно-политический расцвет и являвшаяся ядром православной культуры. Византия втягивала в орбиту своего влияния - несмотря на неизбежные трения - южных и восточных славян, внося заряд своеобразия в их дальнейшую историю.

Для объяснения природы великого переселения народов - как и других явлений этнической истории - представляет интерес «теория пассионарности» Л. Н. Гумилева. Согласно ей, резкая активизация целых этносов связывается с «пассионарным взрывом», т. е. всплеском жизненной энергии «молодых» народов на фоне определенной инерционности исторически более старших этносов. Пассионарные толчки находятся в зависимости от космической энергетики. Они дают начало этногенезу тех или иных народов и представляют собой явление не столько социальное, сколько биосферное, которое в схеме можно обрисовать как некую мутацию, задающую людям особую биоэнергию, способную генетически передаваться потомкам.

Пассионарностью Гумилев называет «органическую способность человека к сверхнапряжению, к жертвенной деятельности ради высокой цели». Она характеризует этносы, которые - как и каждый отдельный человек - рождаются, мужают, стареют и умирают. Этносы проходят фазы подъема активности, перегрева и медленного спада за 1200-1500 лет, после чего рассыпаются или сохраняются как реликт при отсутствии видимого саморазвития. Новые этносы очень часто сохраняют этнонимы, но это не влияет на смену их качественных характеристик, стереотипов поведения и исповедуемых ценностей.

При таком подходе идея «отсталости» или «дикости» отдельных народов не применима. Сравнение этносов и цивилизаций корректно лишь с учетом их исторического возраста. Кроме того, нужно учитывать, что первоначальные импульсы этногенеза - микромутации в форме пассионарных толчков - возникают в конкретных географических и социальных условиях, имея при этом и различную силу воздействия. Особую роль играют этнические контакты, которые для народов проходят по-разному и приводят к разным результатам. В силу всего этого каждый этнос несет на себе печать самобытности и неповторимости.

Однако довольно-таки часто эти соображения сбрасываются со счетов, и этносы сравниваются с применением шкалы линейного времени. Абсолютизировав с европоцентристских позиций понятие «прогресс», историки и философы-рационалисты в XVIII веке, как и их поздние последователи, механически «выстроили» народы на иерархической лестнице, «сделанной» по сугубо западноевропейским меркам. Определяя такими мерками «ценность» того или иного народа, очень многие этносы в прошлом и настоящем пришлось бы «списать за ненадобностью»..

Напротив, подход сторонников культурно-исторической концепции предполагает признание своеобразия и оригинальности каждого этноса из когда-либо существовавших на планете» По этой концепции каждый народ занимает свою природно-экологическую и историческую «нишу», а мир представлен не однолинейной схемой, а мозаичной красочной картиной. Этот подход оставляет надлежащее и вполне достойное место в истории древним народам, в том числе и населявшим когда-то Россию.



  1. Итог

Великое переселение народов – это совокупность этнических процессов (образование/исчезновение народов, перемещение этнических масс и т. д.), происходивших на территории Евразии в IV—VII веках.

Основные причины ВПН исходят из резкого повышения численности народов. Впоследствии чего, происходили различные военные конфликты и борьба за лучшие территории. Толчком к Великому переселению народов в Азии стало поражение гуннов в Китае.



Социально-экономические и политические последствия ВПН были чрезвычайно велики. Оно способствовало падению рабовладельческого строя и переходу к новой государственной политике в Европе.

ЛИТЕРАТУРА Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. Л., 1990. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. под ред. Б. А. Рыбакова. М., 1975. Ключевский В. О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти томах. Т. I. Ч. 1. М, 1987. Кочкуркина С. И. Корела и Русь. Л., 1986. Мавродин В. В. Происхождение русского народа. Л., 1978. Плетнева С. А Хазары. М., 1986. Покровский М. Н. Борьба классов и русская историческая наука. Л., 1927. Соловьев С. М. Кн. I. Т. I-П. М., 1960. Третьяков П. Н. У истоков древнерусской народности. Л., 1970. Филин Ф. П. Образование языка восточных славян. М., 1962. Ульянов Н. И. Исторический опыт России /Родина. 1991. 2.


©tilimen.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет