Республики казахстан



жүктеу 1.53 Mb.
бет1/8
Дата06.07.2016
өлшемі1.53 Mb.
түріУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-18.1.32/03-2013



УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине «Теория и методика музыкального искусства»



Редакция №1 от 28.08.2013 г.







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и методика музыкального искусства»



для специальности 5В010200– «Педагогика и методика начального обучения и воспитания»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Семей

2013





УМКД 042-18.1.32/03-2013

Ред. № 1 от 28.08.2013 г.

Страница 2 из 96

Содержание





1

Глоссарий




2

Лекционные занятия




3

Практические занятия




4

Самостоятельная работа студента























































































УМКД 042-18.1.32/03-2013

Ред. № 1 от 28.08.2013г.

Страница 3 из 96


1 ГЛОССАРИЙ
Агогика – в музыкальном исполнении отклонение от темпа и метра.

Аудиовизуальный – фиксирующий слуховое и зрительное восприятие.

Вербункош – стиль венгерской инструментальной, преимущественно городской, танцевальной музыки.

Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности.

Диалект – местное или социальное наречие, говор, являющийся разновидностью общенародного языка.

Иерархия – расположение элементов в порядке от высшего к низшему; расположение служебных чинов в порядке их подчинения.

Интерпретация – истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо; в исполнении – творческое раскрытие какого-либо художественного произведения, определяющееся идейно-художественным замыслом и индивидуальными особенностями исполнителя.

Канонизация – превращение в незыблемое, обязательное правило.

Колорирование – расцвечивание.

Коммуникативность – способность к контакту, связи, к общению и взаимопониманию, передаче и восприятию информации.

Метод – способ достижения какой-либо цели, решения задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

Мимический – относящийся к мимике, изображаемый мимикой, движением лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние.

Мнемонический – относящийся к мнемонике – совокупность приемов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов.

Обработка – видоизменение музыкального произведения путем гармонизации, аранжировки.

Образование – результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива.

Обучение – основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов.

Обычай – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Окарина – общее название духовых инструментов со свистковым устройством, к которым относятся всякого рода керамические свистульки в воде птичек, фигурок людей, животных; род свистковой флейты из глины или дерева яйцевидной, сферической формы, изобретенной Дж. Донати (1860, Италия).

Принцип – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения.

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство.

Ранжированный – расставленный, расположенный в определенном порядке.

Регламентация – установление правил, определяющий порядок какой-либо деятельности.

Синкретический – слитный, неразрывный, характеризующийся первоначальным единством, нерасчлененностью.

Синтаксический – относящийся к синтаксису, т.е. к структуре сочетания знаков, элементов формы произведения.

Скандировать – громко и отчетливо произносить слова по слогам.

Статуарный – относящийся к состоянию покоя в отличие от движения.

Суггестивный – относящийся к суггестии – внушению.

Типизация – отбор типовых конструкций, один из методов стандартизации; в фольклоре – процесс отбора стереотипных структур, в том числе поэтических, ритмических, ладоинтонационных, синтаксических, становящихся традиционными.

Урбанизация – процесс повышения роли городов в развитии общества, сосредоточения населения, экономической и культурной жизни в крупных городах; распространение черт и особенностей, свойственных городу, промышленному центру, на сельскую местность.

Функция – обязанность, круг деятельности, назначение, роль.

Этнический – связанный с принадлежностью к какому-либо народу, относящийся к нему.
2 ЛЕКЦИИ
Название темы: Отечественная и зарубежные системы музыкального воспитания – 4 часа

Цель лекции: Подробное знакомство студентов с содержанием музыкального обучения по программе Д. Б. Кабалевского.

Основные вопросы, задания:

  1. Концепция Д. Б. Кабалевского. Общая характеристика.

  2. Методы музыкального воспитания по Кабалевскому.

  3. Принципы уроков музыки по концепции Кабалевского.

  4. Содержание уроков музыки с 1 по 7 класс.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие элементы входят в концепцию?

  2. Какие элементы концепции Д. Кабалевского вы знаете?

  3. Какие методы для работы предлагает Д. Кабалевский?

  4. Какие принципы положит Д. Кабалевский в свою программу?

  5. Особенности содержания уроков музыки по программе Д. Кабалевского?

  6. Тематизм уроков первого класса?

  7. Тематика уроков второго класса?

  8. Что является сверхзадачей уроков музыки?

  9. Тематика уроков в третьем классе по программе Д. Кабалевского?

  10. Каковы темы четвертей четвертого класса?

  11. Ключевые знания в пятом классе?

  12. Основной тематизм шестого класса?

  13. Особенности тематизма уроков музыки в седьмом классе?


Программа по музыке «Елим-ай». Составители М. Баитабаев, Т. Кишкашбаев, Б. Утемуратов и др. 1990. 2003.

Программа по музыке «Мурагер» для казахской общеобразовательной школы. Составитель А. И. Раимберденов. 1990.

Цель лекции: Знакомство студентов с особенностями программ по музыке «Елим-ай» и «Мурагер», концепциями, заложенными в программы.

Основные вопросы, задания:

  1. Концепции казахстанских программ по музыке 1990 года.

  2. Содержание программ по музыке.

Программа по музыке «Елим-ай» для казахской начальной школы (1 – 4 классы) разработана авторской группой под руководством М. Х. Балтабаева.

Цель программы – формирование музыкально-эстетического образования учащихся средствами традиционной художественной культуры.

Задачи обучения:

- освоение традиционной художественной культуры и духовных ценностей казахского народа;

- формирование у учащихся музыкально-эстетической оценки окружающей действительности;

-выявление связи музыки с другими видами народного искусства, с истоками их возникновения;

-тематическое осмысление традиционного художественного опыта казахского народа;

-развитие художественно-творческой активности личности.

Системообразующие принципы программы:

а) принцип интеграции: музыка неразрывно связана с другими видами искусства в формировании традиционной художественной культуры личности (народно-инструментальное, песенное, декоративно-прикладное, народно-танцевальное и словесное виды художественной культуры). Он осуществляется в опоре на:

- мифологию, материалы древних сказаний, легенды и пр.;

-генезис и реконструкцию религиозно-культовых воззрений;

- память создателей – народных акынов, умельцев и мастеров.

б) принцип тематического построения программного материала («Сары-Арка», «Тулпар», «Акку», «Елим-ай»).

в) принцип нравственной направленности содержания программы.

Виды деятельности учащихся на уроках музыки:

- слушание музыки, в процессе которого происходит восприятие произведений народного искусства;

- исполнительская деятельность: пение, танцы, рисование, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры;

-импровизация простейших мелодий; комбинация элементов танца, драматизация песен, сказок; передача образов персонажей музыкальных игр и т.д.

Достижение целостности урока музыки осуществляется путем художественно-смысловой логики взаимосвязи видов деятельности.

Программа по музыке «Мурагер» - «Наследники» для казахской начальной школы (1-4 классы) разработана авторской группой под руководством А. и С. Раимбергеновых.

Цель программы – приобщение детей к изучению казахской традиционной художественной культуры (кюев и песен, айтыса и мифов, орнаментных композиций и танцев) в развитии их духовных, нравственных, интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи обучения:

- развитие интеллектуальных умений, основанных на активизации восприятия, слухового и зрительного ощущения, внимания, памяти, воображения, мышления и др.;

- комплексное воздействие на психику, моторику, физиологические процессы учащихся в освоении программного материала;

- использование новаторской методики обучения, основанной на устной традиционной форме игры на инструменте (без нот).

Принципы программы:

а) коллективный метод освоения репертуара, основанный на традиционной форме обучения;

б) эмоционально-образное постижение музыки через освоение жанров устного народного творчества;

в) образное воплощение характера музыки через импровизацию, инсценирование, музицирование.

Виды деятельности учащихся на уроках музыки:

- слушание музыки;

- пение;

- игра на инструменте;

- импровизация музыкальных произведений;

- танец;


- орнаментное изображение.

Методические рекомендации:

Студентам нужно показать свои знания по казахстанским программам, их отличительные черты, знание их тематизма, его оригинальности, особенности построения урока по программам.



Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие программы по музыке действуют в Казахстане?

  2. Какие черты отличают программу авторского коллектива (Кульманову, Валлиулину, Маханову, Саильянц и др.)?

  3. Что особенного в программе «Елим-ай»?

  4. Главные черты программы «Мурагер»?




Название темы: Типовая программа по музыке.

Цель занятия: Подробное знакомство студентов с содержанием музыкального обучения по программе авторской республиканской.

Основные вопросы, задания:

  1. Концепция программы по музыке издательства «Атамура».

  2. Содержание музыкального обучения по программе в начальной школе.

  3. Содержание музыкального обучения в среднем звене.

Программа, разработанная под руководством Ш. Кульмановой, авторским коллективом М. А. Оразалиевой, Б. Р. Сулейменовой, берет начало от народных традиций, обычаев, где основой является музыка, созданная казахским народом.

Методической базой ее стали научные источники, исследования в области музыковедения, казахского фольклора, педагогики и казахской этнопедагогики, музыкальной педагогики, психологии и физиологии, передовые идеи в области музыкального воспитания зарубежья. Авторы основывались на положительных наработках в программах по музыке, имеющихся в республике, на многолетнюю опытно-экспериментальную работу.

Главная цель программы – способствовать воспитанию средствами музыки личности духовно богатой, творчески активной, музыкально развитой, любящей и воспринимающей музыку как отражение жизни, традиций и обычаев казахского народа, с уважением относящегося к искусству других народов и понимающую классическую музыку.

Содержание программы подчиняется единой теме: «Песни и кюи – сокровища народа», которая находит воплощение в музыкальном материале с 1 по 4 классы. Темы полугодий, или четвертей каждого класса имеют свою автономность, при этом сохраняя логическую взаимосвязь и последовательность, способствуют раскрытию главной темы.

Все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкальная грамота, творческие задания тесно взаимосвязаны и подчиняются теме каждого урока.

Первое полугодие 1 класса «Чарующие звуки мелодии» начинает знакомить детей с миром музыки, песен, в том числе с миром народных песен. Это песни-колыбельные, резания пут, считалочки, песни о домашних животных, природе, Родине, родном крае.

Тема 2 полугодия «Волшебные звуки кюя» - продолжает знакомство с творчеством казахского народа. Здесь учащиеся впервые приобщаются к инструментальной кюевой музыке. Они знакомятся с казахскими народными инструментами, получают краткую информацию о композиторах-кюйши в виде легенды о Коркыте, Курмангазы, Таттимбете, Даулеткерее, Ыхласе, Сармалае, Дине, Казангапе.

Первое полугодие 2 класса «Песни и кюи – душа народа» построено на взаимосвязи песен и кюев, посвященным домашним животным, природе, историческим событиям. Второклассники глубже осваивают понятия: кюй, кюйши, сал, сере.

Второе полугодие называется «Песни и кюи в мире сказок и легенд». Детям предложена музыкальная сказка «Кто будет первым?», написанная на основе казахской народной сказки. Она приурочена к празднику Наурыз. Через образы животных дети видят отрицательные и положительные человеческие качества.

Во втором классе введены в программу импровизации. Импровизация, сочинительство всегда были характерной особенностью казахского народного творчества. Она развивает музыкальные способности, логическое мышление, память, восприятие.

Третий класс посвящен казахскому народному поэтическому творчеству и его связи с певческим и инструментальным музыкальным искусством. Первая четверть «Древние напевы эпоса» знакомит третьеклассников с героической эпической легендой «Алпамыс-батыр». Даются понятия эпос, жыр, жыршы, жырау. Сказочный сюжет повествует об интересных событиях легенды, дети видят образы положительных и отрицательных героев, наблюдают победу добра над злом.

Во второй четверти 3 класса «Мудрость песен сказаний» учащиеся слушают назидания Бухар жырау, Базар жырау, Нуртугана, знакомятся с творчеством Махамбета и Нартая.

Третья четверть «Айтыс – состязание акынов» показывает виды айтыса: бадик, девушки и джигита, акынов и пр. Учащиеся сами учатся исполнять айтыс.

Четвертая четверть «Что такое кюй-тартыс?» знакомит детей с видами кюя: в легендах, в шутке и в юморе.

Четвертый класс является заключительным этапом в изучении главной темы. На примерах профессиональной композиторской музыки и народных песен и кюев дети познают их взаимосвязь.

Первое полугодие 4 класса называется «Могут песни и кюи обрести новую жизнь». Дети впервые знакомятся с произведениями крупной формы. Они видят как народная музыка преобразуется в симфонии, хоровых произведениях, инструментальной музыке, опере.

Второе полугодие «Народная музыка в произведениях композиторов мира» показывает что музыке нет непереходимых границ. Благодаря народной музыке люди разных национальностей могут стать ближе друг к другу.

Методические рекомендации:

Общую характеристику программы можно найти во вступительных частях самой программы и методических рекомендаций к ней. Тематизм нужно выписать по каждому классу, сделать обобщающий вывод. С содержанием программного материала нужно знакомиться на занятии и самостоятельно, читая с листа нотный материал, предложенный в хрестоматиях и учебниках к каждому классу. Осознанию содержания учебного материала поможет близкое знакомство с методическими рекомендациями к программе для каждого года обучения.



Вопросы для самоконтроля:

  1. Какую цель ставят создатели авторской республиканской программы перед уроками музыки?

  2. На каких принципах базируется их программа?

  3. Каково содержание уроков музыки в 1 классе?

  4. Содержание уроков музыки во втором классе?

  5. Содержание уроков в третьем классе?

  6. Новое в программе четвертого класса?

  7. Тематизм программы в пятом классе?

  8. Тематизм уроков в шестом классе?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие программы по музыке действуют в Казахстане?

  2. Какие черты отличают программу авторского коллектива (Кульманову, Валлиулину, Маханову, Саильянц и др.)?

  3. Что особенного в программе «Елим-ай»?

  4. Главные черты программы «Мурагер»?


Программа по музыке. Составители Ш. Кульманова, Б. Сулейменова, М. Оразалиева и др. 1992.

Цель лекции: Подробное знакомство студентов с содержанием музыкального обучения по программе авторской республиканской.

Основные вопросы, задания:

  1. Концепция программы по музыке издательства «Атамура».

  2. Содержание музыкального обучения по программе в начальной школе.

  3. Содержание музыкального обучения в среднем звене.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какую цель ставят создатели авторской республиканской программы перед уроками музыки?

  2. На каких принципах базируется их программа?

  3. Каково содержание уроков музыки в 1 классе?

  4. Содержание уроков музыки во втором классе?

  5. Содержание уроков в третьем классе?

  6. Новое в программе четвертого класса?

  7. Тематизм программы в пятом классе?

  8. Тематизм уроков в шестом классе?


Название темы: Содержание музыкального обучения в школе.

Цель лекции: Познакомить студентов с основными компонентами содержания музыкального образования.

Основные вопросы и их тезисное изложение:

Содержание музыкального образования учащихся в процессе обучения, воспитания и развития.

Элементы содержания музыкального обучения.

Критерии отбора музыкальных произведений.

В дидактике содержание обучения – система знаний, умений и навыков, выступающая в единстве с опытом творческой деятельности и опытом эмоционально-ценностного (в других источниках эмоционально-нравственного) отношения к действительности. Предмет «Музыка» дает огромный опыт ценностного отношения к действительности. Содержание определяется целью предмета.

Творческая деятельность должна наполнять весь процесс усвоения предмета.

Все элементы содержания представлены во взаимосвязи и единстве.

Музыкальный материал является основой накопления опыта эмоционально-ценностного отношения к жизни.

Критерии отбора произведений:

Произведение должно быть художественным и увлекательным;

Педагогически целесообразным;

Выполнять воспитательную роль.

Музыкальные знания.

Впервые в программе Д. Б. Кабалевского была дана система обобщенных, а не элементарных, конкретных знаний о закономерностях музыкального искусства. Система знаний воплощена в тематическом содержании программы, она организует вокруг себя все элементы содержания обучения, определяет его логику..

Знания даются двух уровней:

Способствующие формированию целостных представлений о музыкальном искусстве, характеризуют природу музыкального искусства, его функцию и роль в общественной жизни, эстетические нормы – это «ключевые» знания о музыке;

Знания, помогающие «музыкальному наблюдению» (термин Б. Асафьева), об особенностях музыкального языка, средствах выразительности, структуре музыкальной ткани – это частные знания. Они подчинены ключевым и отдельно от ключевых не даются.

Музыкальные умения формируются благодаря способности учащихся применять знания в процессе восприятия. Ключевые знания используются во всех видах музыкальной деятельности, поэтому формирующиеся умения на этой основе являются ведущими.

Этапы формирования ведущих умений:

Накопление музыкального опыта учащихся;

Введение в знание. Организация поисковой ситуации;

Дальнейший процесс формирования умения – его закрепление и углубление.



: ebook -> umkd
umkd -> Оқу-әдістемелік материал Кіші мектеп жасындағы тіл дамыту әдістемесі
umkd -> 5В 050121- Қазақ тілінде оқытпайтын мектептердегі қазақ тілі мен әдебиеті мамандығына арналған
umkd -> «Тілді жоғары мектепте оқыту әдістемесі»
umkd -> 6М 011700- «Қазақ тілі мен әдебиеті мамандығы» Магистранттарға арналған
umkd -> Қазақстан республикасы білім және ғылым министрлігі шәКӘрім атындағы семей мемлекеттік
umkd -> 5 в 011700- Қазақ тілі мен әдебиеті
umkd -> ОҚУ-Әдістемелік кешені (Барлық мамандықтарға арналған)
umkd -> Тарих кафедрасы
umkd -> «Азия және Африка елдерінің жаңа және қазіргі заман тарихы»
umkd -> Ағылшын тілі пәні бойынша 1-курс студенттеріне арналған


  1   2   3   4   5   6   7   8


©tilimen.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет